Имена собственные в пословицах и поговорках

Выполнил: Нигманов Алишер

Оглавление

  1. Введение.Цели и задачи исследования, проблемные вопросы, актуальность темы.
  2. 2. Основная часть.

2.1 Пословицы и поговорки: история возникновения сходство и различие.

2.2 Роль имени в жизни человека и в русском фольклоре.

2.3 Мужские и женские имена в пословицах и поговорках.

2.4 Названия городов в пословицах.

2.5 Названия рек в пословицах и поговорках.

Народная мудрость  это опыт, накопленный сотнями лет развития человечества. Каждому народу на планете Земля свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения, речи, ума. И у каждого народа есть своя сокровищница мудрости. Именно пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт.

Наиболее ранние сведения о создании и употреблении некоторых пословиц и поговорок встречаются в летописях.

Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной поэзии в глубокой древности, живут активной жиз­нью на протяжении многих веков: одни — без изменений, дру­гие — постепенно изменяясь; устаревшие за­бываются, их место занимают вновь созданные.

Пословицы и поговорки — это энциклопедия народных зна­ний, а также «моральный кодекс» народа, который  сложил пословицы и о самих пословицах: Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз; Пень — не околица, а глупая речь — не пословица;

Введение.

Цель исследования – выявить роль имён собственных в пословицах и поговорках, частотность их употребления.

Задачи исследования:

– выявить художественные особенности пословицы и поговорки;

– отобрать для анализа пословицы и поговорки, в которых употреблены имена собственные;

– представить анализ топонимов в пословицах и поговорках;

– выявить роль имён собственных в пословицах и поговорках.

Объект исследования-пословицы и поговорки

Проблема исследования:

Гипотеза: Наше особое внимание привлекли пословицы, в которых встречаются  имена собственные.  С какой целью они употребляются в пословицах? Имена в пословицах используются для рифмы и созвучия, получая при этом обобщающее, типовое, нарицательное значение, или же пословичная характеристика неразрывно связана с конкретными личными именами.

Практическая значимость:

Основная часть.

2.1 Пословицы и поговорки: история возникновения, сходство и различие.

Устное народное творчество, или фольклор, родилось в глубокой древности, в дописьменную эпоху. В бесчисленных творениях безымянных авторов, которые веками складывали и пересказывали былины и легенды, сказки и притчи, колыбельные и плачи, потешки и колядки и многие другие произведения разных жанров, навсегда запечатлены удивительный талант, настоящая мудрость, человечность и красота, озорство и добрый юмор народа. Не зря живые корни фольклора питали творчество таких мастеров слова, как Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Толстой, и продолжают вливать живую струю в язык современных писателей.

Пословицы и поговорки считаются одними из самых популярных малых жанров фольклора. Обычно их ставят рядом, хотя между ними есть явные отличия.

Пословицы представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. Они возникли еще во время первобытнообщинного строя, задолго до появления первых литературных памятников. Поскольку они передавались из уст в уста, то главной их особенностью стали точность и лаконичность содержания. Чтобы передать нужную информацию, авторам пословиц приходилось быть предельно осторожными в выборе тех или иных слов.

Обычно пословица состоит из двух или трех частей. В первой части содержится меткое описание явления или предмета, а во второй — его выразительная оценка. Чаще всего пословица имеет двоякий смысл: прямой и переносный. Прямой смысл связан с конкретным наблюдением и его оценкой, скрытый отражает многовековой опыт народа, поэтому в ряде случаев пословицу надо так же разгадывать, как и загадку: «Знай сверчок свой шесток».

Источником пословиц может быть не только повседневная разговорная речь, но и литературные произведения. Так, в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» по замечаниям исследователей находится примерно 60 выражений, ставших пословицами.

Первые пословицы появились очень давно. Складывались они простым русским народом. Многие из пословиц были использованы в древних летописях и произведениях. Один из первых сборников пословиц был составлен еще Аристотелем. В России сборники пословиц появляются в конце XVII века и почти сразу начинают издаваться. Самое известное собрание «Пословицы русского народа», содержащее более 25 000 текстов, составлено В.И.Далем.

Поговорка — словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни, часто имеет юмористический характер. Отличительной особенностью является соединение краткости и яркости оценки или описания. В отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл и не является законченным предложением. Поговорка может замещать обычно слово. Например: «Лыку не вяжет» вместо «пьян», «Пороха не выдумал» вместо «дурак».

В отличие от пословиц, многие поговорки пришли в повседневную речь из литературных произведений и начали самостоятельную жизнь как фольклорный жанр.

Иногда они полностью теряют связь с теми произведениями, откуда пришли. Вот, например, выражение «с корабля на бал». Все справочники указывают, что его источником является роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». А между тем оно было известно в русском языке еще в XVIII веке, поскольку появилось в царствование Петра I и уже успело стать поговоркой. Именно в этом значении его использовал А.С.Грибоедов в комедии «Горе от ума».

Некоторые пословицы и поговорки появились в связи с историческими событиями. Так в народных изречениях нашли отражение времена периода татаро-монгольского нашествия, события русско-шведской войны начала XVIII века, Отечественной войны с Наполеоном, гражданской войны начала XX века, Великой Отечественной войны с гитлеровской Германией.

Часть пословиц и поговорок произошла из произведений русского фольклора – песен, сказок, загадок, преданий, анекдотов. Например, из сказок вышли пословицы и поговорки: «Битый небитого везёт», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Некоторые пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии «Господь даде, господь и отья» было переведено на русский: «Бог дал, Бог и взял».

В чем же главное отличие между пословицей и поговоркой?

Итак, пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.

Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.

Например:

«Мал золотник, да дорог». (Пословица) «Мал, да удал». (Поговорка)

«Не зная броду, не суйся в воду» (Пословица) «Остаться с носом» (Поговорка)

В процессе исследования мы заметили, что пословицы и поговорки часто путают. В заголовке написано: « Пословицы и поговорки», а в самом тексте только одни пословицы. Чтобы их не путать, надо знать определение этих терминов.

2.2. Роль имени в жизни человека и в русском фольклоре.

Пословицы и поговорки едва ли не первые блистательные проявление творчества народа. Поражает вездесущность пословиц – они касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия. Не обошло народное творчество своим вниманием и «именную» тему.

Наше имя – это и история русского народа, и составная часть русского языка. Роль имени в жизни человека очень велика. Каждого можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Существенную роль в общении людей имена играли во все эпохе. Личные собственные имена людей представляют собой часть истории и общечеловеческой культуры, так как в них отражаются быт, чаяния, фантазия и художественное творчество народов.

Поэтическое творчество, представленное пословицами и поговорками, правдиво отражает самобытный, богатый ум русского народа, его опыт, взгляды на жизнь, на природу, на общество. В устном языковом творчестве народ запечатлел свои обычаи и нравы, надежды, высокие моральные качества, национальную историю и культуру. Так, весьма популярны рифмованные поговорки с именами, ставшими постоянной характеристикой: Алеха не подвоха; Андрей-ротозей; Афонька-тихонька, Федул губы надул; Филат не виноват и др. Пословица и поговорка применяется в жизни к конкретной ситуации и к конкретному лицу, у которого есть свое собственное имя, не совпадающее с именем в пословице. Именно этим столкновением двух  имен  – настоящего и «ненастоящего» – достигается обобщение. Таким образом, пословичное имя является обобщением характерных свойств человека.

2.3. Мужские и женские имена в пословицах и поговорках.

Нами было исследовано 220 пословиц и поговорок с собственными именами. Их можно разделить на 3 группы:

1) Личные мужские и женские имена.

2) Названия городов

3) Названия рек.

В первую группу входит 170 пословиц и поговорок с мужскими и женскими именами. Из 170 пословиц было 129 с мужскими именами. Самым распространенным именем было Фома. Оно использовалось 15 раз.

В пословицах и поговорка имя Фома было дано для указания на такие черты характера как глупость (Говорят про Фому, а он про Ерему.), упрямство (Ерема в воду, Фома ко дну: оба упрямы, со дна не бывали.), невнимательность (Ехал к Фоме, а заехал к куме.), безответственность (Били Фому за Еремину вину ), рассеянность (Добро к Фоме пришло, да промеж рук ушло), лень (Кому до чего, а Фоме до дуды), неадекватность (Люди как люди, а Фома как бес), самокритика (Любил шутить и над Фомой, так люби и над собой.) и человек с запоминающейся внешностью (Знают Фому и в рогожном ряду).

Это имя было очень популярное в XIX – начале XX века, особенно в провинции и на селе. Сейчас имя почти не употребляется, наверное, потому что его звуковая энергетика полностью сохранилась в русском звучании и поразительно точно передает характер апостола Фомы, прозванного неверующим.
Фома – святой апостол, 19 (6) октября. Святой Фома был галилейским рыбаком, последовавшим за Господом Иисусом Христом и ставшим его учеником и апостолом. По свидетельству Священного Писания, апостол Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал свои раны, после этого уверившийся в истинности Светлого Воскресения Христова апостол воскликнул: «Господь мой и Бог мой». По церковному преданию, святой Фома проповедовал христианскую

веру в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. За обращение к Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, скончался, пронзенный пятью копьями.

В пословицах русский народ представляет Фому простофилей, глупым и ленивым человеком.

На втором месте имя Еремей, использованное 13 раз. В тексте имя было употреблено в сокращенном виде: Ерема, Ермошка.

Имя Еремей имеет древнееврейские корни, в переводе обозначает «возвышенный богом». Имя заимствовано с принятием христианства, оно подвергалось адаптации к особенностям фонетики древнерусского языка. В обширном пласте пословиц имя  Еремей  фигурирует совместно с именем Фома; эти паремии  являются переосмыслениями фольклорной «Повести о Фоме и Ерёме» — литературного произведения  XVII века.

Ерема – герой литературного произведения, который пробует свои силы в разных занятиях, пытается взяться за все сразу, но ничего не выходит. Это проявляется в пословицах. «Ерема,Ерема, сидел бы ты дома да точил веретена». «Ерема, сиди дома – погода худа». «Всяк Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды метать». В этих пословицах говорится о необходимости своевременности тех или иных действий.

А в этой пословице Ерема – завистливый человек. «Еремеевы слезы о чужом пиве льются».

Персонажи с именем Еремей в пословицах составляют портрет неудачника.

На третьем по популярности месте имя Макар. Имя мужское, греческого происхождения, в переводе «блаженный» «счастливый».

В христианском именослове  имя  Макарий соотносится с несколькими раннехристианскими святыми, среди которых наиболее известен Макарий Великий (IV век) – отшельник, автор нескольких духовных сочинений. Макарий Александрийский, бывший его современником и другом, также почитается в лике преподобных. Макарий Антиохийский подвергся истязаниям и ссылке в царствование Юлиана Отступника (361—363 годы). Известен также мученик Макарий, казнённый за исповедование христианства в 311 году при императоре Галерии.

В пословицах и поговорках имя Макар встретилось 9 раз и употреблялось для показания таких черт характера:

Удачливость. «Вчера Макар гряды копал, а нынче Макар в воеводы попал». Я считаю, что пословица связана со значением самого имени.

Макар связан не только с удачей, но и с несчастьем. «На бедного Макара все шишки валятся – и с сосен, и с елок». Похоже на историю мученика  Макария.

«Загонят туда, куда и Макар телят не гонял». Раньше коров, телят пасли далеко на лугах или полях. То есть очень далеко, куда телят не гоняли.

Похоже на историю Макария Антиохийского, который был отправлен в ссылку.

«Макару поклон, а Макар на семь сторон». Здесь описывается случай, когда человек зазнается.

Также есть пословицы, имеющие одинаковый смысл, но в них использованы разные имена. «Богат Ермошка: есть козел да кошка». «В доме у Макара кошка, комар да мошка». Пословицы указывают на бедность персонажей.

Нами было рассмотрено еще 43мужских имени: Вавила, Никита, Иван, Влас, Филипп, Петр, Павел, Арсений, Илья, Кузьма, Федот, Исай, Герасим, Данило, Аксен, Демид, Клим, Филат, Мосей, Яков, Авдей, Григорий, Максим, Борис, Мартын, Савелий, Андрей, Трифон, Никола, Афоня, Антон, Пахом, Тарас, Кирило, Авоська, Нестерка, Егор, Сидор, Назар, Степа, Фока, Емеля, Сема, Фадей, Ипат и Трофим.

Данные мужские имена встретились в пословицах и поговорках от одного до пяти раз.

В процессе исследования мы изучили 41 пословицу и поговорку с женскими именами. Среди них были такие как Агриппина, Акулина, Антипа, Варвара, Мина, Катерина, Федора, Улита, Маланья, Гагула, Маша, Олёна, Алёна, Аксинья, Устинья, Пелагея, Фекла. Некоторые имена в наше время практически не употребляются.

Имя Маланья полное Малания – самое распространенное в пословицах и поговорках с женскими личными именами. Использовалось 6 раз. В переводе с греческого языка Малания означает «темная, черная».

Происхождение имени связано с Древней Грецией, очень распространено в англоязычных странах. На территории славянских государств получило свое распространение еще в раннехристианский период.

Зачастую с возрастом восхищение талантом и потакание капризам, которое имело место в детстве, способствует развитию не самых лучших качеств в характере взрослой Малании. Она вырастает в самодовольную и эгоцентричную женщину, нетерпимую к недостаткам окружающих. Самовлюбленность Малании доходит до смешного и порой вводит в недоумение друзей и знакомых. Она все также играет на публику, любит громко смеяться, бурно проявлять эмоции и обращать на себя внимание. Надо сказать, что это у Малании получается довольно хорошо.

Эти качества характера употребляются в пословицах и поговорках. Например: «Наряжаться, что Маланья на свадьбу». «Дали голодной Маланье оладьи, а она говорит: испечены неладно».

В пословицах Маланья – привередливая и эгоистичная девушка.

На втором по частоте употребления имя Акулина. Употребляется также и в сокращенном виде: Акуля и Акулька.

Акулина обладает прямолинейностью и твердостью. Обычно такая женщина очень целеустремленна, энергична, она умеет постоять за себя. Не любит плакать и жаловаться на жизнь.

Я думаю, что подобное описание больше подходит мужчине. Это можно увидеть в пословице. «Если бы не был молодцом, Акулькой бы звали».

Несмотря на такие жесткие черты характера, к ней испытывали жалость.

«Жаль Акулину, да посылать по малину». Потому что малину собирали в лесу, и она была очень колючая.

Остальные женские имена использовались по одному разу, кроме пяти имен: Антипа, Варвара, Мина, Катерина и Федора, встретившихся нам по два раза.

2.4. Названия городов в пословицах.

Во вторую группу входит 43 пословицы и поговорки с названиями городов. В процессе исследования нам встретились поговорки и пословицы с упоминанием таких городов как Москва, Киев. Питер, Казань, Рязань, Тула, Ростов, Тверь, Ярославль.

Самым распространенным собственным именем была столица России – Москва. Встречалось это название 25 раз.

«В Москве все найдешь, кроме отца и матери»

«В Москве деньги беречь – себя не стеречь»

«Всякому в Москве не перекланяешься»

«И новый платок наденешь, да половина Москвы не проведает».

«Москва слезам не верит, ей дело подавай».

«За спасибо кум пеши в Москву сходил».

«Для поговорки мужик в Москву пеши шел».

«Москва верстой далека, да сердцу рядом»

В пословицах Москва представлена большим, величественным городом. Она находится далеко, но люди все равно помнят и уважают ее. Не зря говорится: «Москва – всем городам мать». Наверное, поэтому Москва в пословицах приводилась с другими городами.

«Казань-городок – Москвы уголок»

«Ярославль – городок – Москвы уголок».

«Москва бьет с носка, а Питер бока повытер».

Часто название города служит для показания преимущества каждого края:

«В Тулу со своим самоваром не ездят»

«Казань – осетрами, Сибирь соболями хвалится»

«Кашира всех рогожей обшила, а Тула в лапти обула».

2.5. Названия рек в пословицах и поговорках

В третьей группе было исследовано 7 пословиц с такими собственными именами как названия рек. В большинстве случаев встречалось реки Волга.

«Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу – самую большую реку в Европе, царицу наших рек, – и я поспешил поклониться ее величеству реке Волге! » – так писал о великой русской реке Александр Дюма. Главная кормилица и поилица Европейской России, и Москвы в том числе. Одна из истинно русских природных чудес – великая река Волга. Одна из самых больших и красивых рек в Европе, она особенно любима русским народом. Волга-матушка – так ласково ее называют не только в России.

В бассейне Волги сосредоточено более половины промышленных предприятий России. А на приволжской земле производится почти половина необходимых нашему населению продуктов питания.

И она действительно царица рек. Мощь и величие, сказочная красота окружающей природы и богатейшая история прославили Волгу на весь мир еще в самые древние времена.

Наверное, из-за своего великого прославления, река Волга чаще всего употреблялась народом в пословицах и поговорках.

«Волга – всем река мать»

«Много на Волге воды, много и беды»

«Что не в Волгу, то все за Волгу»

«Когда Волга вверх потечет»

«Когда нечем заплатить долгу, ехать будет на Волгу»

«Матушка-Волга спину гнет, зато денежки дает»

Последние две пословицы говорят о том, что работа на реке дает возможность заработка, Волга-кормилица не даст умереть с голоду.

Также название Волга используется для сравнения с рекой Дунай.

«Волга – плыть долго, а Дунай – широко». Эта пословица говорит о протяженности Волги и широте Дуная.

Заключение

Проанализировав тематическую группу пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена, можно сделать следующие выводы:

Пословицы в народном быту играют важную роль: они служат руководящими принципами деятельности; на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения или обличения других.

Личные имена в пословицах важны, так как они конкретизируют определенное качество, помогают сравнивать разных людей и указывают достоинства и недостатки человека.

Большинство имен, употребляющихся в устном народном творчестве, не являются исконно русскими, они заимствованы в основном из греческого, древнееврейского, латинского языков.

Самыми распространенными именами в пословицах и поговорках являются имена Иван, Фома, Ерёма, Макар и Маланья, которые имеют общее значение и создают образ глупого, ленивого человека, простака и шута.

В русском фольклоре широко используются устойчивые изречения с именем собственным, в которых личные имена употреблены для рифмы и созвучия меры: таковы, например, пословицы, в коих поминаются: Андрей – ротозей, Вавило – рыло, Иван – болван, Мартын – алтын,   Роман – карман, Савва – слава,  Федора – дура и пр.

Во всех  пословичных изречениях люди известных свойств обычно носят одно и то же имя, за которым закрепилось одно значение: Андрей – ротозей, Иванушка и Емеля – дурачки, Фомка и Сергей – воры, плуты, Кузька –  горемыка, Петрак – батрак и пр.

1 comment
Пікір үстеу

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған

You May Also Like

Шәкәрім поэтикасы

Жоспар       І.Кіріспе         Ақынның оралуы.      ІІ.Негізгі бөлім.         Бала Шаһкерімнен-кемеңгер…

Болейбол. Доп беруді жетілдіру, тура жоғарыдан қабылдау – жоғарыдан беру.

1. Допты жоғарыдан және төменнен қабылдауды меңгерту. 2. Допты ойынға қосу және…

Аспан механикасы

АСПАН МЕХАНИКАСЫ Ғарышкерлердің  айқындауы бойынша адамдар Жерді Әлемнің шексіз кеңістіктерінде  жүйіткіп бара …

Абайтанудың алғашқы баспалдағы

Абайтанудың алғашқы баспалдағы Сонау 19ғасыр мен 20 ғасырдың ең үлкен мәселесі бола…