Имена собственные в пословицах и поговорках
Выполнил: Нигманов Алишер
Оглавление
- Введение.Цели и задачи исследования, проблемные вопросы, актуальность темы.
- 2. Основная часть.
2.1 Пословицы и поговорки: история возникновения сходство и различие.
2.2 Роль имени в жизни человека и в русском фольклоре.
2.3 Мужские и женские имена в пословицах и поговорках.
2.4 Названия городов в пословицах.
2.5 Названия рек в пословицах и поговорках.
Народная мудрость – это опыт, накопленный сотнями лет развития человечества. Каждому народу на планете Земля свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения, речи, ума. И у каждого народа есть своя сокровищница мудрости. Именно пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт.
Наиболее ранние сведения о создании и употреблении некоторых пословиц и поговорок встречаются в летописях.
Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной поэзии в глубокой древности, живут активной жизнью на протяжении многих веков: одни — без изменений, другие — постепенно изменяясь; устаревшие забываются, их место занимают вновь созданные.
Пословицы и поговорки — это энциклопедия народных знаний, а также «моральный кодекс» народа, который сложил пословицы и о самих пословицах: Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз; Пень — не околица, а глупая речь — не пословица;
Введение.
Цель исследования – выявить роль имён собственных в пословицах и поговорках, частотность их употребления.
Задачи исследования:
– выявить художественные особенности пословицы и поговорки;
– отобрать для анализа пословицы и поговорки, в которых употреблены имена собственные;
– представить анализ топонимов в пословицах и поговорках;
– выявить роль имён собственных в пословицах и поговорках.
Объект исследования-пословицы и поговорки
Проблема исследования:
Гипотеза: Наше особое внимание привлекли пословицы, в которых встречаются имена собственные. С какой целью они употребляются в пословицах? Имена в пословицах используются для рифмы и созвучия, получая при этом обобщающее, типовое, нарицательное значение, или же пословичная характеристика неразрывно связана с конкретными личными именами.
Практическая значимость:
Основная часть.
2.1 Пословицы и поговорки: история возникновения, сходство и различие.
Устное народное творчество, или фольклор, родилось в глубокой древности, в дописьменную эпоху. В бесчисленных творениях безымянных авторов, которые веками складывали и пересказывали былины и легенды, сказки и притчи, колыбельные и плачи, потешки и колядки и многие другие произведения разных жанров, навсегда запечатлены удивительный талант, настоящая мудрость, человечность и красота, озорство и добрый юмор народа. Не зря живые корни фольклора питали творчество таких мастеров слова, как Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Толстой, и продолжают вливать живую струю в язык современных писателей.
Пословицы и поговорки считаются одними из самых популярных малых жанров фольклора. Обычно их ставят рядом, хотя между ними есть явные отличия.
Пословицы представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. Они возникли еще во время первобытнообщинного строя, задолго до появления первых литературных памятников. Поскольку они передавались из уст в уста, то главной их особенностью стали точность и лаконичность содержания. Чтобы передать нужную информацию, авторам пословиц приходилось быть предельно осторожными в выборе тех или иных слов.
Обычно пословица состоит из двух или трех частей. В первой части содержится меткое описание явления или предмета, а во второй — его выразительная оценка. Чаще всего пословица имеет двоякий смысл: прямой и переносный. Прямой смысл связан с конкретным наблюдением и его оценкой, скрытый отражает многовековой опыт народа, поэтому в ряде случаев пословицу надо так же разгадывать, как и загадку: «Знай сверчок свой шесток».
Источником пословиц может быть не только повседневная разговорная речь, но и литературные произведения. Так, в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» по замечаниям исследователей находится примерно 60 выражений, ставших пословицами.
Первые пословицы появились очень давно. Складывались они простым русским народом. Многие из пословиц были использованы в древних летописях и произведениях. Один из первых сборников пословиц был составлен еще Аристотелем. В России сборники пословиц появляются в конце XVII века и почти сразу начинают издаваться. Самое известное собрание «Пословицы русского народа», содержащее более 25 000 текстов, составлено В.И.Далем.
Поговорка — словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни, часто имеет юмористический характер. Отличительной особенностью является соединение краткости и яркости оценки или описания. В отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл и не является законченным предложением. Поговорка может замещать обычно слово. Например: «Лыку не вяжет» вместо «пьян», «Пороха не выдумал» вместо «дурак».
В отличие от пословиц, многие поговорки пришли в повседневную речь из литературных произведений и начали самостоятельную жизнь как фольклорный жанр.
Иногда они полностью теряют связь с теми произведениями, откуда пришли. Вот, например, выражение «с корабля на бал». Все справочники указывают, что его источником является роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». А между тем оно было известно в русском языке еще в XVIII веке, поскольку появилось в царствование Петра I и уже успело стать поговоркой. Именно в этом значении его использовал А.С.Грибоедов в комедии «Горе от ума».
Некоторые пословицы и поговорки появились в связи с историческими событиями. Так в народных изречениях нашли отражение времена периода татаро-монгольского нашествия, события русско-шведской войны начала XVIII века, Отечественной войны с Наполеоном, гражданской войны начала XX века, Великой Отечественной войны с гитлеровской Германией.
Часть пословиц и поговорок произошла из произведений русского фольклора – песен, сказок, загадок, преданий, анекдотов. Например, из сказок вышли пословицы и поговорки: «Битый небитого везёт», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Некоторые пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии «Господь даде, господь и отья» было переведено на русский: «Бог дал, Бог и взял».
В чем же главное отличие между пословицей и поговоркой?
Итак, пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.
Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.
Например:
«Мал золотник, да дорог». (Пословица) «Мал, да удал». (Поговорка)
«Не зная броду, не суйся в воду» (Пословица) «Остаться с носом» (Поговорка)
В процессе исследования мы заметили, что пословицы и поговорки часто путают. В заголовке написано: « Пословицы и поговорки», а в самом тексте только одни пословицы. Чтобы их не путать, надо знать определение этих терминов.
2.2. Роль имени в жизни человека и в русском фольклоре.
Пословицы и поговорки едва ли не первые блистательные проявление творчества народа. Поражает вездесущность пословиц – они касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия. Не обошло народное творчество своим вниманием и «именную» тему.
Наше имя – это и история русского народа, и составная часть русского языка. Роль имени в жизни человека очень велика. Каждого можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Существенную роль в общении людей имена играли во все эпохе. Личные собственные имена людей представляют собой часть истории и общечеловеческой культуры, так как в них отражаются быт, чаяния, фантазия и художественное творчество народов.
Поэтическое творчество, представленное пословицами и поговорками, правдиво отражает самобытный, богатый ум русского народа, его опыт, взгляды на жизнь, на природу, на общество. В устном языковом творчестве народ запечатлел свои обычаи и нравы, надежды, высокие моральные качества, национальную историю и культуру. Так, весьма популярны рифмованные поговорки с именами, ставшими постоянной характеристикой: Алеха не подвоха; Андрей-ротозей; Афонька-тихонька, Федул губы надул; Филат не виноват и др. Пословица и поговорка применяется в жизни к конкретной ситуации и к конкретному лицу, у которого есть свое собственное имя, не совпадающее с именем в пословице. Именно этим столкновением двух имен – настоящего и «ненастоящего» – достигается обобщение. Таким образом, пословичное имя является обобщением характерных свойств человека.
2.3. Мужские и женские имена в пословицах и поговорках.
Нами было исследовано 220 пословиц и поговорок с собственными именами. Их можно разделить на 3 группы:
1) Личные мужские и женские имена.
2) Названия городов
3) Названия рек.
В первую группу входит 170 пословиц и поговорок с мужскими и женскими именами. Из 170 пословиц было 129 с мужскими именами. Самым распространенным именем было Фома. Оно использовалось 15 раз.
В пословицах и поговорка имя Фома было дано для указания на такие черты характера как глупость (Говорят про Фому, а он про Ерему.), упрямство (Ерема в воду, Фома ко дну: оба упрямы, со дна не бывали.), невнимательность (Ехал к Фоме, а заехал к куме.), безответственность (Били Фому за Еремину вину ), рассеянность (Добро к Фоме пришло, да промеж рук ушло), лень (Кому до чего, а Фоме до дуды), неадекватность (Люди как люди, а Фома как бес), самокритика (Любил шутить и над Фомой, так люби и над собой.) и человек с запоминающейся внешностью (Знают Фому и в рогожном ряду).
Это имя было очень популярное в XIX – начале XX века, особенно в провинции и на селе. Сейчас имя почти не употребляется, наверное, потому что его звуковая энергетика полностью сохранилась в русском звучании и поразительно точно передает характер апостола Фомы, прозванного неверующим.
Фома – святой апостол, 19 (6) октября. Святой Фома был галилейским рыбаком, последовавшим за Господом Иисусом Христом и ставшим его учеником и апостолом. По свидетельству Священного Писания, апостол Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал свои раны, после этого уверившийся в истинности Светлого Воскресения Христова апостол воскликнул: «Господь мой и Бог мой». По церковному преданию, святой Фома проповедовал христианскую
веру в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. За обращение к Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, скончался, пронзенный пятью копьями.
В пословицах русский народ представляет Фому простофилей, глупым и ленивым человеком.
На втором месте имя Еремей, использованное 13 раз. В тексте имя было употреблено в сокращенном виде: Ерема, Ермошка.
Имя Еремей имеет древнееврейские корни, в переводе обозначает «возвышенный богом». Имя заимствовано с принятием христианства, оно подвергалось адаптации к особенностям фонетики древнерусского языка. В обширном пласте пословиц имя Еремей фигурирует совместно с именем Фома; эти паремии являются переосмыслениями фольклорной «Повести о Фоме и Ерёме» — литературного произведения XVII века.
Ерема – герой литературного произведения, который пробует свои силы в разных занятиях, пытается взяться за все сразу, но ничего не выходит. Это проявляется в пословицах. «Ерема,Ерема, сидел бы ты дома да точил веретена». «Ерема, сиди дома – погода худа». «Всяк Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды метать». В этих пословицах говорится о необходимости своевременности тех или иных действий.
А в этой пословице Ерема – завистливый человек. «Еремеевы слезы о чужом пиве льются».
Персонажи с именем Еремей в пословицах составляют портрет неудачника.
На третьем по популярности месте имя Макар. Имя мужское, греческого происхождения, в переводе «блаженный» «счастливый».
В христианском именослове имя Макарий соотносится с несколькими раннехристианскими святыми, среди которых наиболее известен Макарий Великий (IV век) – отшельник, автор нескольких духовных сочинений. Макарий Александрийский, бывший его современником и другом, также почитается в лике преподобных. Макарий Антиохийский подвергся истязаниям и ссылке в царствование Юлиана Отступника (361—363 годы). Известен также мученик Макарий, казнённый за исповедование христианства в 311 году при императоре Галерии.
В пословицах и поговорках имя Макар встретилось 9 раз и употреблялось для показания таких черт характера:
Удачливость. «Вчера Макар гряды копал, а нынче Макар в воеводы попал». Я считаю, что пословица связана со значением самого имени.
Макар связан не только с удачей, но и с несчастьем. «На бедного Макара все шишки валятся – и с сосен, и с елок». Похоже на историю мученика Макария.
«Загонят туда, куда и Макар телят не гонял». Раньше коров, телят пасли далеко на лугах или полях. То есть очень далеко, куда телят не гоняли.
Похоже на историю Макария Антиохийского, который был отправлен в ссылку.
«Макару поклон, а Макар на семь сторон». Здесь описывается случай, когда человек зазнается.
Также есть пословицы, имеющие одинаковый смысл, но в них использованы разные имена. «Богат Ермошка: есть козел да кошка». «В доме у Макара кошка, комар да мошка». Пословицы указывают на бедность персонажей.
Нами было рассмотрено еще 43мужских имени: Вавила, Никита, Иван, Влас, Филипп, Петр, Павел, Арсений, Илья, Кузьма, Федот, Исай, Герасим, Данило, Аксен, Демид, Клим, Филат, Мосей, Яков, Авдей, Григорий, Максим, Борис, Мартын, Савелий, Андрей, Трифон, Никола, Афоня, Антон, Пахом, Тарас, Кирило, Авоська, Нестерка, Егор, Сидор, Назар, Степа, Фока, Емеля, Сема, Фадей, Ипат и Трофим.
Данные мужские имена встретились в пословицах и поговорках от одного до пяти раз.
В процессе исследования мы изучили 41 пословицу и поговорку с женскими именами. Среди них были такие как Агриппина, Акулина, Антипа, Варвара, Мина, Катерина, Федора, Улита, Маланья, Гагула, Маша, Олёна, Алёна, Аксинья, Устинья, Пелагея, Фекла. Некоторые имена в наше время практически не употребляются.
Имя Маланья полное Малания – самое распространенное в пословицах и поговорках с женскими личными именами. Использовалось 6 раз. В переводе с греческого языка Малания означает «темная, черная».
Происхождение имени связано с Древней Грецией, очень распространено в англоязычных странах. На территории славянских государств получило свое распространение еще в раннехристианский период.
Зачастую с возрастом восхищение талантом и потакание капризам, которое имело место в детстве, способствует развитию не самых лучших качеств в характере взрослой Малании. Она вырастает в самодовольную и эгоцентричную женщину, нетерпимую к недостаткам окружающих. Самовлюбленность Малании доходит до смешного и порой вводит в недоумение друзей и знакомых. Она все также играет на публику, любит громко смеяться, бурно проявлять эмоции и обращать на себя внимание. Надо сказать, что это у Малании получается довольно хорошо.
Эти качества характера употребляются в пословицах и поговорках. Например: «Наряжаться, что Маланья на свадьбу». «Дали голодной Маланье оладьи, а она говорит: испечены неладно».
В пословицах Маланья – привередливая и эгоистичная девушка.
На втором по частоте употребления имя Акулина. Употребляется также и в сокращенном виде: Акуля и Акулька.
Акулина обладает прямолинейностью и твердостью. Обычно такая женщина очень целеустремленна, энергична, она умеет постоять за себя. Не любит плакать и жаловаться на жизнь.
Я думаю, что подобное описание больше подходит мужчине. Это можно увидеть в пословице. «Если бы не был молодцом, Акулькой бы звали».
Несмотря на такие жесткие черты характера, к ней испытывали жалость.
«Жаль Акулину, да посылать по малину». Потому что малину собирали в лесу, и она была очень колючая.
Остальные женские имена использовались по одному разу, кроме пяти имен: Антипа, Варвара, Мина, Катерина и Федора, встретившихся нам по два раза.
2.4. Названия городов в пословицах.
Во вторую группу входит 43 пословицы и поговорки с названиями городов. В процессе исследования нам встретились поговорки и пословицы с упоминанием таких городов как Москва, Киев. Питер, Казань, Рязань, Тула, Ростов, Тверь, Ярославль.
Самым распространенным собственным именем была столица России – Москва. Встречалось это название 25 раз.
«В Москве все найдешь, кроме отца и матери»
«В Москве деньги беречь – себя не стеречь»
«Всякому в Москве не перекланяешься»
«И новый платок наденешь, да половина Москвы не проведает».
«Москва слезам не верит, ей дело подавай».
«За спасибо кум пеши в Москву сходил».
«Для поговорки мужик в Москву пеши шел».
«Москва верстой далека, да сердцу рядом»
В пословицах Москва представлена большим, величественным городом. Она находится далеко, но люди все равно помнят и уважают ее. Не зря говорится: «Москва – всем городам мать». Наверное, поэтому Москва в пословицах приводилась с другими городами.
«Казань-городок – Москвы уголок»
«Ярославль – городок – Москвы уголок».
«Москва бьет с носка, а Питер бока повытер».
Часто название города служит для показания преимущества каждого края:
«В Тулу со своим самоваром не ездят»
«Казань – осетрами, Сибирь соболями хвалится»
«Кашира всех рогожей обшила, а Тула в лапти обула».
2.5. Названия рек в пословицах и поговорках
В третьей группе было исследовано 7 пословиц с такими собственными именами как названия рек. В большинстве случаев встречалось реки Волга.
«Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу – самую большую реку в Европе, царицу наших рек, – и я поспешил поклониться ее величеству реке Волге! » – так писал о великой русской реке Александр Дюма. Главная кормилица и поилица Европейской России, и Москвы в том числе. Одна из истинно русских природных чудес – великая река Волга. Одна из самых больших и красивых рек в Европе, она особенно любима русским народом. Волга-матушка – так ласково ее называют не только в России.
В бассейне Волги сосредоточено более половины промышленных предприятий России. А на приволжской земле производится почти половина необходимых нашему населению продуктов питания.
И она действительно царица рек. Мощь и величие, сказочная красота окружающей природы и богатейшая история прославили Волгу на весь мир еще в самые древние времена.
Наверное, из-за своего великого прославления, река Волга чаще всего употреблялась народом в пословицах и поговорках.
«Волга – всем река мать»
«Много на Волге воды, много и беды»
«Что не в Волгу, то все за Волгу»
«Когда Волга вверх потечет»
«Когда нечем заплатить долгу, ехать будет на Волгу»
«Матушка-Волга спину гнет, зато денежки дает»
Последние две пословицы говорят о том, что работа на реке дает возможность заработка, Волга-кормилица не даст умереть с голоду.
Также название Волга используется для сравнения с рекой Дунай.
«Волга – плыть долго, а Дунай – широко». Эта пословица говорит о протяженности Волги и широте Дуная.
Заключение
Проанализировав тематическую группу пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена, можно сделать следующие выводы:
Пословицы в народном быту играют важную роль: они служат руководящими принципами деятельности; на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения или обличения других.
Личные имена в пословицах важны, так как они конкретизируют определенное качество, помогают сравнивать разных людей и указывают достоинства и недостатки человека.
Большинство имен, употребляющихся в устном народном творчестве, не являются исконно русскими, они заимствованы в основном из греческого, древнееврейского, латинского языков.
Самыми распространенными именами в пословицах и поговорках являются имена Иван, Фома, Ерёма, Макар и Маланья, которые имеют общее значение и создают образ глупого, ленивого человека, простака и шута.
В русском фольклоре широко используются устойчивые изречения с именем собственным, в которых личные имена употреблены для рифмы и созвучия меры: таковы, например, пословицы, в коих поминаются: Андрей – ротозей, Вавило – рыло, Иван – болван, Мартын – алтын, Роман – карман, Савва – слава, Федора – дура и пр.
Во всех пословичных изречениях люди известных свойств обычно носят одно и то же имя, за которым закрепилось одно значение: Андрей – ротозей, Иванушка и Емеля – дурачки, Фомка и Сергей – воры, плуты, Кузька – горемыка, Петрак – батрак и пр.
1 comment
Very interesting subject, thanks for posting.Raise blog range