«Приёмы развития ораторского искусства для эффективности публичных выступлений»

Автор: Иманалыулы Динмухаммед

Оглавление

  1. Введение                               4 – 6
  2. Основная часть

2.1. Что такое ораторское искусство? Личность оратора.                            7 – 8

2.2. Значимость ораторского искусства в современном мире.                     9

2.3. Красивая речь – это приобретённое или врождённое качество?         10

2.4. Эффективные приёмы ораторского мастерства.                                   11 – 14

2.5. Эксперимент.                                                                                             15 – 18

  1. Заключение     19
  2. Список используемой литературы и интернет адресов   20 – 21
  3. Отзыв о работе  22 – 23

Аннотация

Данная работа направлена на развитие ораторских способностей:                      навыков красноречия, лидерских качеств и коммуникативных умений. Исследовательская работа посвящена методам развития речи и приёмам овладения аудиторией. В качестве помощи одноклассникам прилагается авторская брошюра «Юный оратор», которая поможет овладеть ораторскими навыками, даст возможность красиво выражать свои мысли и эффективно выступать перед публикой, создаст необходимую каждому ситуацию успеха.

Аннотация

Бұл жұмыс шешендік сөз өнері дамытуға бағытталған: шешендік, көшбасшылық  және қарым-қатынас дағдылары. Зерттеу жұмысы сөйлеуді дамыту әдістері мен аудиторияны меңгерту әдістеріне арналған. Сыныптастарға көмектесу үшін «Жас оратор» авторлық кітапшасы бар, ол шешендік шеберлікті дамытуға, өз ойын көркем жеткізуге және көпшілік алдында сөйлеуге, әрбір оқушыға қажетті табысты жағдаят туғызуға көмектеседі.

 

                                                     Аnnotation
This work is aimed at the development of speaker skills: eloquence skills, leadership skills and communication skills. The research work is devoted the methods of speech development and techniques for mastering the audience. As a help to classmates, the author’s brochure “Young speaker” is attached, which will help to master oratory skills, give them the opportunity of beautifully express to your thoughts and effectively speaking to the public, and to create the necessary success situation for everyone.

Введение

«Заговори, чтобы я увидел тебя»

Сократ

Актуальность исследования

В школе нам часто приходится выступать в различных творческих и научных конкурсах и я не раз замечал, как многие ребята сталкиваются с проблемой страха выступления перед публикой, которая влияет на качество исполнения. Из-за волнения теряются перед слушателями, забывают выученный текст и не могут пересказать его своими словами, так как не владеют живой речью, не умеют красиво, чётко и ясно излагать свои мысли.

Проблема исследования

Как помочь себе и своим одноклассникам приобрести уверенность, умение искусно выступать перед публикой, развить ораторскую речь.

Гипотеза

  • Я предполагаю, что ребят, испытывающих трудности при публичных выступлениях, много.
  • Я уверен, что существуют приёмы, способствующие развитию ораторского искусства и попробую их найти.

Объект исследования – учащиеся пятых и шестых классов нашей гимназии.

Предмет исследования – различные приёмы по развитию ораторского мастерства.

Методы исследования – наблюдение, сравнение и анализ.

Цель данной работы – выявление приёмов подготовки к публичным выступлениям и проверка эффективности найденных способов на практике.

Задачи исследования

Для достижения целей я определил следующие задачи:

  • изучить научную литературу, интернет ресурсы и собрать информацию по теме проекта;
  • установить с помощью анкетирования количество детей, которые по разным причинам испытывают страх при публичных выступлениях;
  • изучить историю ораторского искусства и опыт знаменитых ораторов;
  • исследовать современные способы подготовки к публичным выступлениям;
  • найти и выбрать эффективные упражнения для развития речевого аппарата;
  • разработать брошюру с правилами, советами и приёмами развития ораторского искусства;
  • исследовать, улучшат ли предложенные мною приёмы качество устных выступлений на публику;
  • проанализировать полученные в ходе исследования результаты и сделать соответствующие выводы.

Практическая значимость

Материалы работы могут быть использованы педагогами во внеурочной деятельности с целью повышения ораторского мастерства   учащихся. Данная работа может помочь практически каждому ученику овладеть навыками ораторского искусства, повысить коммуникабельность, уверенность, возможность самореализации.

Новизна проекта

В современном мире проблема развития речи у всех детей стоит очень остро, так как появляются всё новые и новые «шедевры технологических достижений», которые заменяют живое общение. Современные стандарты образования выдвигают требования о приобретении учащимися не только знаний правил, но и коммуникативных умений, которые ему помогут

самореализоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Новизна данного проекта заключается в попытке разработать упражнения для развития ораторских способностей.

Планируемые результаты

  • Приобретение умений и навыков публичного выступления.
  • Преодоление страха перед публикой.
  • Приобретение коммуникабельности, умения корректно вести спор, дискуссию, дебаты.
  • Овладение техниками построения устной монологической речи.
  • Управление телом и громкостью своей речи.
  • Уместное использование жестов и интонаций.

План работы над исследованием

  • Проведение анкетирования учащихся гимназии.
  • Анализ полученных данных.
  • Сбор необходимой информации по теме проекта.
  • Создание брошюры с рекомендациями и приёмами развития ораторского искусства.
  • Эксперимент.
  • Выводы о проделанной работе.
  • Оформление работы.
  • Защита проекта
  1. Основная часть

2.1. Что такое ораторское искусство? Личность оратора.

«Слово – самое сильное оружие».

Аристотель

Ораторское искусство – это искусное владение живым убеждающим словом, которое позволяет точно формулировать мысли и говорить красиво.

Термин «ораторское искусство» имеет латинские корни. Его синонимами являются греческие слова: риторика, красноречие.

Искусство ораторской речи заключает в себе умение донести подготовленный доклад или на ходу выстроенное выступление, а также завлечь своих слушателей и расположить их к себе.

Задача оратора не только умело выступить перед публикой, но и вести дебаты, дискуссии, где нужно уметь формулировать убедительные фразы, приводить веские аргументы в пользу своей точки зрения, решать споры и грамотно выходить из конфликтных ситуаций.

Люди, владеющие искусством ораторской речи, могут быть уверены в том, что легко удержат внимание собеседника, что их слова будут слушать с интересом. Каждому человеку нужно стремиться освоить искусство живой речи, ведь без умения задать грамотный вопрос или сформулировать правильный ответ иной раз просто не обойтись.

Учителя также ставят перед нами задачу: показать свои знания через устные выступления. Мне и каждому из ребят важно, чтобы нас считали умными и успешными. Но, к сожалению, многие ребята не могут заслужить себе авторитет среди учителей и сверстников из-за того, что не владеют живой речью, не умеют чётко и ясно излагать свои мысли.  Я знаю, что успех приходит к тому, кто может создать и осуществить грамотное и яркое выступление.

«Кто владеет словом – владеет миром», – эта фраза заставила меня задуматься о важности умения хорошо говорить. Это и определило выбор темы исследовательской работы.

Школьникам важно знать, как преодолеть волнение, как правильно подготовиться к выступлению, как своей речью привлечь внимание слушателей, расположить их к себе и оставить хорошее впечатление.

2.2. Значимость ораторского искусства в современном мире.

«Никакая другая способность человека                                                    не даст ему возможности с такой быстротой                                                          сделать карьеру и добиться признания,

как способность хорошо говорить»

Ч. Депью

На протяжении многовековой истории ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества. Наиболее широкое применение оно всегда находило в юриспруденции, в политической деятельности. Есть профессии, которые просто обязывают досконально познавать искусство ораторской речи. К ним относятся политики, судьи, учителя, актёры, дикторы и другие. Даже если Вы не относите себя к этим категориям, такое мастерство в любом случае не может Вам навредить. Кроме преимуществ, ни о чём другом не может быть и речи. В жизни оно может помочь в построении взаимоотношений с людьми в обществе, в семье, в кругу друзей, в школе.

Практически во все времена были очень востребованы люди, которые красиво говорили, понятно и доходчиво излагали свои мысли. Умение говорить – это визитная карточка человека. Люди, отлично владеющие ораторской речью, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу, сделать карьеру. Они становятся успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями.

Так как мой выбор пал на профессию журналиста, в которой без красноречия не обойтись, я задумался над тем, как развить в себе ораторские способности, как улучшить свою речь, дикцию, голос и многое другое.

          2.3. Красивая речь – это приобретённое или врождённое качество?

«Поэтами рождаются,

ораторами становятся».

Цицерон

Многие люди склонны считать красноречие природным талантом, а людей, которые им обладают, – редкими счастливчиками. Чтобы понять, ораторами рождаются или становятся, я изучил биографию мастеров ораторского искусства, ставших примером для многих поколений. К примеру, Маргарэт Тэтчер сумела изменить свой визгливый голос, который от природы был таковым. Её усердная работа над собой дала хорошие результаты. Политический деятель Франции Мирабо так научился преподносить заученные тексты, что они стали казаться настоящей импровизацией. Среди знаменитых греческих ораторов я выделил для себя Демосфена, который с детства был косноязычным, имел тихий голос, короткое дыхание, подёргивающееся плечо, но добился мастерства через упорные занятия и тренировки. Демосфен преодолел свои физические недостатки и стал величайшим политическим оратором (Приложение №1). Бытует мнение, что именно он изобрёл скороговорки, помогающие сделать речь чёткой и ясной.

Как показывает практика, во всех сферах жизни и искусства, талант – это лишь малый процент успеха, всё остальное – упорство и ежедневный труд (Приложение № 2).

Красноречие – это искусство, которому можно и нужно учиться. Возраст при этом не играет особого значения, ведь получать новые знания и умения никогда не поздно.

2.4. Эффективные приёмы ораторского мастерства

«Оратор должен исчерпать тему,

а не терпение слушателей».

Уинстон  Черчиль 

Говорят, что существует три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать.

Что отличает хорошего оратора от плохого, я попробовал разобраться. Оказывается, хороший оратор – это тот оратор, который умеет удерживать внимание аудитории на протяжении всего выступления. Он как бы читает мысли слушателей и не даёт им отвлечься от преподносимой информации. Словом, ведёт себя как собеседник, в процессе которого аудитория вслед за оратором задумывается, умолкает, размышляет, приходит к выводам. Для такого мастера характерен высокий уровень культуры речи. Он обладает хорошей дикцией и умеет придавать речи нужную эмоциональность. Умело применяет крылатые выражения, известные пословицы и поговорки, что делает выступление интересным и запоминающимся.

На уроках русского языка и литературы мы выступаем с устными пересказами, с презентациями, с докладами, создаём собственные высказывания на заданную тему, рассуждаем в дискуссиях, доказываем свою точку зрения в дебатах. Говорить, конечно же, можем мы все, но говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед слушателями может всё-таки не каждый, в том числе и я. Среди моих одноклассников есть такие, которым не составляет никакой трудности выступить перед слушателями уверенно, могут смело вступить с ними в дискуссию, завлечь их своим рассказом. Почему же я испытываю волнение, страх перед выступлениями, в результате которого забываю заученный текст, не могу пересказать его своими словами? Как научиться преодолевать волнение, излагать свои мысли внятно и красиво? Почему мои выступления никому не интересны? Почему речь моего одноклассника Армана все внимательно слушают, а моё выступление выслушивают неохотно?  

Каким же способом можно привлечь к себе внимание слушателей, как сделать своё выступление увлекательным и запоминающимся?

Чтобы ответить на эти вопросы, я принялся изучать литературу и интернет ресурсы в поиске приёмов по подготовке публичных выступлений, а также способов развития ораторской речи.

Приступив к сбору информации и изучению научной литературы по проблеме, я обратился к книге Дейла Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». Из каждой прочитанной главы я сделал выводы и несколько заметок для себя:

  • Из главы второй я понял, что уверенность в себе создаётся хорошей подготовкой к выступлению. Оратор должен иметь ясное и определённое представление о том, что он будет говорить. Это должно быть нечто такое, что произвело на него сильное впечатление и о чём он никак не может умолчать. Он должен собрать как можно больше информации, материала по теме, что придаст ему уверенность, убедительность и успешность в выступлении.
  • Из главы третьей «Как знаменитые ораторы готовились к выступлениям» я понял, что подготовленный материал нужно «разложить по полочкам», сгруппировать, а иначе в голове и на языке будет «винегрет». Мораль рассказа из этой главы, говоря словами Герберта Спенсера, такова: «Если знания человека не упорядочены, то чем больше он знает, тем большей будет путаница в его мыслях». «Оратор должен владеть темой, – пишет заслуженный политический деятель Альберт Дж. Беверидж. – Это означает, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, переварены, причём они должны освещать явление не только с одной стороны, но и с другой. Надо проверять и уточнять все данные. Собрав и осмыслив факты, решите для себя, на какой вывод они наталкивают. Тогда ваша речь приобретёт оригинальность и силу воздействия – она будет энергичной и неотразимо убедительной».

Доктор Рассел Хобан Конуэлл строил многие из своих публичных выступлений по следующему принципу:

План №1

  1. Изложение фактов.
  2. Высказывание соображений, вытекающих из них.
  3. Призыв к действиям.

План № 2

  1. Продемонстрировать нечто плохое.
  2. Показать, как исправить это зло.
  3. Просить о сотрудничестве.
  • Из главы четвёртой я понял, что заучивать текст своего выступления дословно вовсе не надо. Я понял, что оратор должен иметь при себе план своего выступления, но не должен читать речь по бумажке. Однако, бывают случаи, когда некоторые люди во время своих первых выступлений так сильно волнуются и теряются, что совершенно неспособны удержать в памяти подготовленную речь. Они отклоняются от темы, забывают материал, тщательно отрепетированный, то есть сбиваются с проезжей дороги и увязают в болоте. Вот таким людям следует во время первых выступлений держать в руке несколько весьма кратких заметок. Ребёнок хватается за мебель, когда начинает учиться ходить, но делает это недолго.

Не надо пытаться заучивать текст наизусть слово в слово. Это отнимает много времени и чревато бедой. Несмотря на такое предупреждение, некоторые будут пытаться заучивать текст. И что же, о чём они будут думать, начав говорить? О теме своего выступления? Нет, они будут пытаться вспоминать в точности все фразы. Всё выступление будет натянутым, холодным, бесцветным, не интересным.

  • В пятой главе описаны и разъяснены естественные законы запоминания и показаны, как использовать их при публичных выступлениях. «Система запоминания» основывается на ассоциациях, впечатлениях и повторениях. То есть необходимо получить глубокое, яркое и прочное впечатление о том, что вы хотите запомнить.

Авраам Линкольн приобрёл привычку, которая сохранилась у него на всю жизнь: он всегда читал вслух то, что хотел запомнить. Когда его спросили, зачем он читает именно так, он сказал: «Когда я читаю вслух, то смысл воспринимается двумя органами чувств: во-первых, я вижу то, что читаю, во-вторых, слышу это, и поэтому я лучше запоминаю».

Научившись пользоваться зрительной памятью, Марк Твен смог отказаться от записей, которые долгие годы портили его выступления. Он говорил: «За две минуты я сделал шесть рисунков, и они прекрасно заменили мне одиннадцать начальных фраз моего выступления».

  • В шестой главе говорится о том, как сохранить внимание аудитории.

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления подобны китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает на темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия.

Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать публику «в тонусе» он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать напряженность и интерес, он затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своем публичном выступлении. Когда нужно, добавляет голосу значительности и драматизма.

Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания?

Выражайте голосом свои чувства, и вы завоюете публику!

2.5. Эксперимент

«Нет недостижимых целей.

Есть высокий коэффициент лени,

недостаток смекалки и запас отговорок».

Генрих Гиммлер

Ознакомившись с литературой по подготовке публичных выступлений, я принялся за эксперимент для проверки эффективность выбранных приёмов.

В процессе сбора информации в интернет – ресурсах столкнулся с удивительным фактом: огромное количество курсов, тренингов по ораторскому искусству предлагается посетить пользователям. Значит эта тема востребована для взрослых людей. Чтобы узнать, насколько остро стоит данная проблема среди моих сверстников, в классе провел открытое анкетирование. Мне было интересно узнать, много ли таких учеников, которые испытывают трудности в выступлениях перед публикой и какие конкретно проблемы у них возникают. По результатам проведённого анкетирования я сделал выводы:

  • Все опрашиваемые считают, что умение выступать перед публикой необходимо современному человеку.
  • Большинство учеников испытывают трудности в выступлении перед аудиторией: страх, неуверенность, стеснение, волнение.
  • Большинство опрашиваемых считают, что ораторское искусство дано человеку с рождения и ему нельзя научиться.
  • Все ученики хотят развить в себе ораторские навыки, так как они пригодятся им в учебе, в будущей профессии, в жизни, но не знают как.

После того как обработал результаты опроса и подвёл итоги, убедился в том, что исследуемая проблема актуальна для учеников и мой проект важен.

Прочитав книгу Дейла Карнеги, ознакомился с различными правилами по подготовке публичных выступлений, выяснил причину появления страха перед

аудиторией, узнал, как знаменитые ораторы учились ораторскому искусству, взял на заметку эффективные приёмы и рекомендации.

Например, готовясь к дебату по теме «Спорт – это здоровье», оппонируя теме «Спорт калечит здоровье», я подготовил своё выступление по плану № 2 доктора Рассеил Х. Конуэлла и был доволен своим выступлением, потому что тщательно подготовился к теме, прочитав много необходимой информации. Доказал свою точку зрения, ответил на все вопросы оппонентов. Одноклассники были в восторге от моего выступления, а мои чувства радости не описать словами. Я понял, что от страха публичных выступлений можно избавиться только тщательной подготовкой к выступлению и постоянной практикой.

Изучив приёмы запоминания текстов состоявшегося оратора Марк Твена, я вспомнил о похожем приёме – мнемотехника, которым мы пользовались на уроке русского языка и литературы при заучивании стихотворений. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, легко можно рассказать наизусть стихотворение. Раньше я не придавал особого значения данному методу, но когда попробовал применить его при пересказах объёмных текстов, то сделал вывод, что данному приёму нет цены! Он помог мне детально изложить текст своими словами, без зубрёжки, чего не мог добиться до сегодняшнего дня. Я начал применять данный приём при подготовке к публичным выступлениям, делая «ассоциативные зацепки» по содержанию текста, стал лучше воспроизводить его по памяти. Я заметил, что мои выступления стали интересны для одноклассников, так как научился рассказывать текст своими словами с душой и эмоциями.

Конечно же, до ораторского мастерства мне еще далеко, но я буду продолжать работать над своим саморазвитием.

Над своей дикцией я решил поработать по методу Демосфена: заучивал скороговорки, работал над их произношением. Делать это было достаточно сложно, но я продолжал тренироваться.

Отрабатывать силу голоса, тональность речи я стал по методу Авраам Линкольна, то есть читал вслух тексты и записывал себя на диктофон. Таким способом корректировал звучание своей речи.

Всем известно, что успешность выступления любого оратора зависит от его словарного багажа. Чем больше слов в арсенале профессионала, тем интереснее с ним общаться. Поэтому я стараюсь много читать классической литературы, чтобы в моей речи было больше синонимов, меньше повторов, просторечных слов, слов-паразитов. Слова-сорняки у меня появляются бессознательно, из-за волнения, из-за неумения быстро подобрать нужное слово. Отсутствие логичности в речи – беда многих ребят, и моя тоже. Перескакивание с одной мысли на другую, незавершённость высказываний – это только некоторые недостатки моей речи. С этим тоже усиленно борюсь, обдумываю каждую фразу и следующую за ней.

В интернет – ресурсах я ознакомился с различными приёмами для развития речевого аппарата, выделил для себя некоторые из них, которые использую для тренировки красноречия:

  1. Опишите предмет подробно.

Возьмите любой предмет – хоть мобильный телефон, хоть ложку. Опишите его как можно более подробно и вдумчиво, без повторов слов, используя только литературный язык. Чем дольше вы сможете говорить без повторений, тем лучше.

  1. Сделайте рекламу.

Используя готовые описания предмета, расскажите о нём так, чтобы его захотелось кому-нибудь купить. Следите, чтобы в вашу живую речь не вторгались слова-паразиты.

  1. Редактируйте текст. 17

Возьмите любой небольшой текст и постарайтесь заменить каждое слово синонимом. То есть нужно сказать то же самое, но совсем другими словами.

Мне очень нравятся приёмы по развитию речевого аппарата, которые использует наша учительница на уроках русского языка и литературы:

  • Карта слов: синонимов, антонимов, омонимов.
  • Карта памяти, тематические карты.
  • Мыслительная карта
  • Карта истории
  • Мнемокарта
  • Редактирование текста.
  • Дебаты, дискуссии, презентации.
  • Инсценировки басен, выразительное чтение.

Данные приёмы помогают нам обогатить словарный запас слов, раскрыть творческие способности, развить разговорную речь и навыки культурного общения. При подготовке к публичным выступлениям мне помог приём «Карта слов». Я набрасывал на лист ключевые слова из текста выступления, затем по опорным словам собирал его содержание в единое целое и рассказывал  своими  словами,  живой  речью.

Существует большое количество различных упражнений для развития ораторских навыков. Я отобрал наиболее интересные и полезные для ребят старших классов. Результатом моего исследования стал творческий продукт – брошюра «Юный оратор» с полезными советами и рекомендациями  для всех желающих научиться ораторскому искусству с целью ознакомления и практического применения. Желающих оказалось немало, особенно заинтересовались те ученики, у которых были проблемы с разговорной речью. У каждого из ребят есть свои недостатки в речи, и данная брошюра поможет исправить их. Также в ней указаны интернет-адреса курсов, обучающих ораторскому мастерству.

  1. Заключение

В результате проведённого эксперимента подтвердилась гипотеза о том, что

  • большинство учащихся испытывают страх публичных выступлений;
  • существуют приёмы, способствующие развитию ораторского искусства;
  • работая над собой можно преодолеть страх и неуверенность, улучшить качество устной речи.

В результате проведённой работы я заметил улучшение в своей разговорной речи, дикции, голосе. Стал более уверенно выступать перед публикой, контролировать свои эмоции, жесты, лишние паузы, слова-сорняки. Пополнил словарный запас синонимами, цитатами и афоризмами. Планирую дальше развивать свою речь разными приёмами, работая над собой до самосовершенствования.

Я понял, что ораторскому искусству можно научиться. Проект заставил меня осознать, насколько важно уметь выступать публично. Надеюсь, что мои рекомендации будут интересны и полезны сверстникам, помогут исправить изъяны в речи, научат секретам успешных выступлений.

Результатом своей работы я считаю:

1.Преодоление страха перед публичными выступлениями.

  1. Появление интереса к созданию текстов на разные темы.

3.Осмысленная подготовка к выступлению.

Жамбылская область

Байзакский район

с. Сарыкемер

гимназия имени

Гани Муратбаева

Отзыв

 на исследовательскую работу:

«Приёмы развития  ораторского искусства

для эффективности публичных выступлений»

ученика 6 класса Иманалыулы Димаша

Заявленная тема исследовательской работы соответствует её содержанию. Автор смог убедительно обосновать актуальность выбранной темы, правильно поставить цели и задачи, которым соответствуют полученные выводы. Работа является актуальной, так как использование приёмов ораторского мастерства играет большую роль как в учебном процессе, так и в развитии коммуникативных навыков учащихся. Многократное применение приёмов на практике улучшит качество устной речи, а также повысит самооценку, уверенность в себе, успешность, интерес к учёбе, к саморазвитию, раскроет потенциал каждого ученика и творческие способности.

Работа содержательна, построена последовательно, проиллюстрирована на интересных примерах, выводы исследования сделаны грамотно и убедительно. Автором были проанализированы различные источники информации и выбран исчерпывающий материал.

В процессе исследования автор продемонстрировал самостоятельность, ответственность, заинтересованность.

Глубоко изучил тему, прочувствовал проблему на себе и целенаправленно работал над решением данной проблемы с целью помочь не только себе, но и своим одноклассникам. Не останавливаясь на достигнутом, наметил цели на дальнейшую работу по данной теме, глубже погружаясь в исследовательский процесс.

В результате данной работы была разработана учеником брошюра «Юный оратор», которую можно применять на уроках русского языка и литературы. Содержимое брошюры характеризуется содержательностью, чёткостью и доступностью.

Материал изложен с учётом всех требований и заслуживает отличной оценки.

Сопроводительный материал: презентация

Результат работы: брошюра с приёмами развития ораторского мастерства

You May Also Like

Киелі Қазығұрт, өлең

Қоспасы бар балық

Қоспасы бар балық Қажетті өнімдер: 1 дорада балыгы (280°С), 50 г кеді,…

Қайта минералдану терапияның әдістері және заттары

Қайта минералдану терапияның әдістері және заттары Жоспары КІРІСПЕ НЕГІЗГІ БӨЛІМ РЕМИНЕРАЛДАНУ  ТЕРАПИЯНЫҢ…

Екінші ретті дифференциалдық теңдеулердің кейбір түрлерін шешуге мүмкіндік туғызатын шарттарды айқындау

ЕКІНШІ  РЕТТІ  ДИФФЕРЕНЦИАЛДЫҚ  ТЕҢДЕУЛЕРДІҢ  КЕЙБІР ТҮРЛЕРІН  ШЕШУГЕ   МҮМКІНДІК  ТУҒЫЗАТЫН  ШАРТТАРДЫ АЙҚЫНДАУ Дифференциалдық…