Пословица недаром молвится
Предмет: Русский язык и литература
Автор работы: Рахимова Мадина
Руководитель: Исетова Дильдора Атажановна
Учреждение: КГУ средняя общеобразовательная школа №2 имени Хамзы г.Туркестан
Класс: 6 «Б»
В своей исследовательской работе по русскому языку и литературе «Пословица недаром молвится» я хочу выяснить, нужны ли пословицы и поговорки в нашей современной речи. Для этого я изучу материал о пословицах и поговорках, выделю тематические группы, проанализирую учебник, проведу анкету.
Современные школьники сейчас очень мало читают. Чтение современных детей порой ограничивается школьным учебником.
Поэтому в процессе исследовательской работы (проекта) по русскому языку и литературе «Пословица недаром молвится» я планирую узнать, используют ли авторы школьного учебника русского языка и литературы (У.А. Жанпейса,А.Т. Есетова, Н.А. Озекбаевой, А.А. Ерболатова и др.) возможности русской пословицы.
Ведь тогда любой ученик сможет обогатить свой и без того бедный словарный запас этими краткими, правильными и запоминающимися выражениями русской речи.
Содержание:
Введение.
I. Теоретические основы.
1.1. Пословицы и поговорки как жанр фольклора.
1.2. Прямой и переносный смысл пословиц.
1.3. Источники появления пословиц.
1.4. Тематические группы пословиц.
II. Практическая часть.
2.1. Анализ учебника «Русский язык и литература» 6 класс под ред. У.А. Жанпейса,А.Т. Есетова, Н.А. Озекбаевой, А.А. Ерболатова I-II часть.
2.2. Анкетирование учащихся 6 – классов.
Заключение
Список литературы.
Пословицы и поговорки существуют на протяжении всей истории языка, в них заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение. Чтобы яснее и образнее выражать свои мысли, мы используем всё многообразие ресурсов языка, в том числе и пословицы.
К сожалению, речь современных подростков отличается бедностью словаря, в ней зачастую вовсе отсутствуют средства выразительности. А ведь пословицы и поговорки – удивительное явление в языке.
Пословицы могут заставить задуматься над своими поступками и поведением, помогают выразить свою мысль чётко; рассказывают об истории движения народа по пути цивилизации.
Несомненно, пословицы и поговорки обогащают нашу речь, поэтому я решила познакомиться со сборниками пословиц и поговорок, понять насколько часто и грамотно мы их используем в речи, пополнить свой словарный запас, заинтересовать своих одноклассников данной темой, рассказав им о происхождении некоторых пословиц.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что словарь школьников обеднён, лишён выразительных образных конструкций, в том числе пословиц и поговорок. Учащиеся испытывают необходимость в расширении своего словарного запаса, чтобы грамотно, ясно, доходчиво, образно выражать свои мысли.
Объект исследования – пословицы и поговорки русского народа.
Предмет исследования – устная и письменная речь младших подростков.
Гипотеза: я предполагаю, что пословица не утеряла своей актуальности в речи современных людей.
Цель моей исследовательской работы: выяснить, нужны ли пословицы и поговорки в современной речи.
Задачи:
- Изучить теоретический материал по теме «Пословицы и поговорки русского народа».
- Выделить тематические группы пословиц.
- Проанализировать учебник русского языка на предмет наличия пословиц в качестве материала для упражнений.
- Провести анкетирование учащихся 5-х классов, проанализировать полученные данные.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- анализ учебных пособий;
- анкетирование школьников.
Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что пословицы – сокровищница народной мудрости, которая живёт веками и не теряет актуальности и сегодня.
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что материал работы может быть использован школьниками для повышения своего образовательного уровня, педагогами – при проведении уроков по теме «Пословицы и поговорки», для формирования дидактического материала по самым различным темам курса русского языка.
Пословицы как жанр фольклора. Отличие пословиц от поговорок
- Основная часть.
1.1. Пословицы как жанр фольклора. Отличие пословиц от поговорок.Пословицы и поговорки – древнейшие жанры устного народного творчества, бесценное наследие народа. Они появились задолго до появления письменности и устно передавались из поколения в поколение.
А.Н. Толстой очень ярко и точно отразил особенности этого бессмертного жанра фольклора: «Русский народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа.
Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов».
Пословица – изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. Может иметь повествовательный («в гостях хорошо, а дома лучше») и побудительный характер («куй железо, пока горячо»).
Поговорка – это такой оборот речи или словосочетание, которое отражает какое-то явление жизни. Поговорка является малым жанром фольклора, часто носит юмористический характер.
Согласно определению Даля, поговорка – это такая короткая складная речь, которая ходит в народе, но не является полноценной пословицей.
В отличие от пословицы, поговорка не содержит никакого поучительного обобщающего смысла. Это просто образ, который замещает обычное слово или определяет какое-либо явление: «яйца курицу не учат»; «слово не воробей».
Также следует отметить, что зачастую поговорки являются какой-либо частью уже соответствующей пословицы: «Два сапога – пара, да оба на левую ногу надеты».
Возникновение пословиц, их прямой и переносный смысл
1.2. Прямой и переносный смысл пословиц.
Пословицы имеют прямой и переносный смысл, поэтому не так просто понять пословицу: в них часто говорится о предмете, казалось бы, к нашей жизни неимеющем никакого отношения, но оказывается, что это относится непосредственно к нам.
К примеру, пословица «Волков бояться – в лес не ходить» говорит о том, что, выполняя какое-либо дело, придётся столкнуться с трудностями.
Человек, употребивший эту пословицу, совсем не имеет в виду известных хищников, хотя и говорит о них. Именно эта многозначность делает пословицы трудными для восприятия.
Таким образом, каждое слово в пословице несёт обобщающий смысл, и наша задача – увидеть сходство между жизненными явлениями.
1.3. Источники возникновения пословиц.
Основным источником народных пословиц и поговорок является сама жизнь. Подобные пословицы и поговорки связаны с самыми разнообразными сторонами жизни.
Некоторая часть пословиц возникла из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как «Битый небитого везет», «По щучьему велению» и другие.
Сами писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок.
Читаем у И.А. Крылова: «Сильнее кошки зверя нет», «А воз и ныне там», у А.С. Пушкина – «У разбитого корыта», «Любви все возрасты покорны», у А.С. Грибоедова – «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом».
В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей.
Например, выражение «Башмаков еще не успели износить» (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету.
Тематические группы пословиц
1.4. Тематические группы пословиц.
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
Пословица всегда поучительна. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.
В пословицах осуждаются лень, глупость, хвастовство, пьянство, обжорство, восхваляют ум, трудолюбие, скромность и другие необходимые, по мнению народа, качества человека.
Таким образом, мы можем выделить самые многочисленные, а значит, самые важные с точки зрения и наших предков, и современников, тематические группы пословиц:
- Пословицы о Родине.
Любовь к Родине – неотъемлемая черта любого народа. Пословицы говорят о большой значимости Родины для человека:
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Где ни жить – Родине служить.
Призывают защищать и любить свою Родину:
Родина – мать, умей за неё постоять
Не тот человек, кто для себя живёт, а кто за родину в бой идёт.
- Пословицы о семье. Именно в семье лежат корни духовности.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
- Пословицы о труде.
Русский народ издавна считал, что добросовестный труд – основа благополучия.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Делу время – потехе час.
- Пословицы об учёбе.
Народ всегда с уважением относился к учению и образованию.
Корень учения горек, да плод его сладок.
С книгой жить- век не тужить.
- Пословицы о человеке, о его недостатках.
Народ не приемлет безделья, равнодушия, лицемерия, праздности:
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Ценность народных изречений неоспорима: «Пословица не на ветер молвится».
Пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, ни объехать, потому что в ней выражен смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить – не поле перейти».
Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надёжнее матушки», «Кто матери не послушает, тот в беду попадёт».
Никогда не состарятся мудрые мысли о труде и учёбе, народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не суйся в воду», «Не руби сук, на котором сидишь» и т.д.
Таким образом, пословица – это школа национальных идеалов для подрастающего поколения, но не скучное назидание, а рождаемое самой жизнью присловье, входящее в ум и душу ребёнка и ограждающее его от неправильных действий.
Анализ учебника русского языка на использование пословиц как дидактического материала.
- Практическая часть.
2.1. Анализ учебника русского языка на предмет использования в нём пословиц в качестве дидактического материала.
Современные подростки очень мало читают. Многие из них изучают только учебники, поэтому мне было интересно узнать, используют ли авторы учебника русского языка и литературы (У.А. Жанпейса,А.Т. Есетова, Н.А. Озекбаевой, А.А. Ерболатова и др.) неисчерпаемые возможности русской пословицы, а значит, любой школьник может пополнить свой словарный запас этими краткими и образными выражениями.
Оказывается пословицы стали дидактическим материалом при изучении почти каждого раздела учебника. Наиболее широко пословицы представлены в теме «Местоимение». Попробую проанализировать их с точки зрения тематики.
При изучении темы «Отрицательные местоимения» в упражнении 4, 7 приведены пословицы с указанной орфограммой.
Пословицы говорят о важности труда в жизни человека, учат трудолюбию, коллективизму, умению работать сообща, дружно, осуждают праздность и леность. (Не говори – не умею, а говори – научусь. За один раз дерево не срубить. Без труда хлеб не родится никогда.)
При изучении темы «Глагол» в упражнении 3, 4 даны пословицы, нужно прочитать их, понять их значение, объяснить их написание.
Пословицы говорят о важности чистоте и опрятности внешнего вида (Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным. Где аккуратность, там и опрятность.)
Учебник У.А. Жанпейса,А.Т. Есетова, Н.А. Озекбаевой, А.А. Ерболатова при изучении темы басня И. Крылова «Ворона и лисица » в упражнении 6, тоже предлагает в качестве дидактического материала пословицы объяснить их смысл .
Авторы учебника опять выбирают пословицы о важности труда в жизни человека в упражнении 3 при изучении темы «Правописание согласных в корне слова» ( Верь своим очам, а не чужим речам. На языке – медок, а на сердце ледок)
При повторении темы авторы учебника вновь обратились к пословицам и поговоркам (упр. 6). Используя их в заключительной части сочинения
Тематически пословицы продолжают раскрывать народное представление о тех качествах характера, которые необходимы человеку (Кто не слушает советов, тому нечем помочь. На помощь надейся, а сам не плошай. Всякая вещь хороша на своём месте. И т.д.), говорится и о важности самой пословицы («Красна речь пословицей»).
Таким образом, пословицы достаточно широко представлены в учебнике У.А. Жанпейса,А.Т. Есетова, Н.А. Озекбаевой, А.А. Ерболатова. Пословицы образно говорят о вечных ценностях в человеческой жизни.
2.2. Анкетирование учащихся 6 классов.
Мною было проведено анкетирование учащихся 6 классов нашей школы. Мне было интересно узнать, насколько важны пословицы для младших подростков.
- Знаете ли вы, что такое пословицы и поговорки?
На этот вопрос все ребята ответили утвердительно.
- Употребляете ли вы пословицы в современной жизни?
- Половина опрошенных ответила иногда, время от времени;
- 20% считают, что употребляют пословицы часто;
- 30 % – редко, очень редко.
- Назовите пословицы, которые вы слышите очень часто
- Согласно анализу анкет, лидером стала пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (52% назвали именно её);
- отстаёт от неё на 6% ( 46%)«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
- 24% опрошенных назвали пословицу «Друг познаётся в беде».
- «Сделал дело – гуляй смело» и «Без труда – нет добра» назвали по 16% респондентов
- Объясните прямой и переносный смысл пословиц.
Были предложены для толкования следующие пословицы и поговорки:
– Если дружба велика — будет Родина крепка.
– Будешь книги читать — будешь все знать.
– Здоровье всего дороже
– Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Буквальный смысл объяснили 88% школьников, а переносный раскрыли только 40%.
Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что школьники используют в своей речи пословицы, но этот запас нуждается в пополнении.
Тематика пословиц жизненна, отражает интересы школьников: учёба, трудолюбие, овладение нормами принятого поведения в обществе, ответственность за свои поступки. Увидеть обобщённый смысл незнакомых, редко употребляемых пословиц моим одноклассникам ещё очень трудно
2 comments
Great article and right to the point. I am not sure if
this is in fact the best place to ask but do you people have any thoughts on where to get some professional writers?
Thanks 🙂 Lista escape roomów
I was studying some of your blog posts on this website and I think this website is very
instructive! Continue putting up.?