Пословица недаром молвится

Предмет:  Русский язык и литература

Автор работы: Рахимова Мадина

Руководитель: Исетова Дильдора Атажановна

Учреждение: КГУ средняя общеобразовательная школа №2 имени Хамзы г.Туркестан

Класс:  6 «Б»

В своей исследовательской работе по русскому языку и литературе «Пословица недаром молвится» я хочу выяснить, нужны ли пословицы и поговорки в нашей современной речи. Для этого я изучу материал о пословицах и поговорках, выделю тематические группы, проанализирую учебник, проведу анкету.

Современные  школьники сейчас очень мало читают. Чтение современных детей порой ограничивается школьным учебником.

Поэтому в процессе исследовательской работы (проекта) по русскому языку и литературе «Пословица недаром молвится» я планирую узнать, используют ли авторы школьного учебника русского языка и литературы (У.А. Жанпейса,А.Т. Есетова, Н.А. Озекбаевой, А.А. Ерболатова и др.) возможности русской пословицы.

Ведь тогда любой ученик сможет обогатить свой и без того бедный словарный запас этими краткими, правильными и запоминающимися выражениями русской речи.

Содержание:

Введение.
I. Теоретические основы.

1.1. Пословицы и поговорки как жанр фольклора.
1.2. Прямой и переносный смысл пословиц.
1.3. Источники появления пословиц.
1.4. Тематические группы пословиц.
II. Практическая часть.
2.1. Анализ учебника «Русский язык и литература» 6 класс под ред. У.А. Жанпейса,А.Т. Есетова, Н.А. Озекбаевой, А.А. Ерболатова  I-II часть.
2.2. Анкетирование учащихся 6 – классов.
Заключение
Список литературы.

Пословицы и поговорки существуют на протяжении всей истории языка, в них заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение. Чтобы яснее и образнее выражать свои мысли, мы используем всё многообразие ресурсов языка, в том числе и пословицы.

К сожалению, речь современных подростков отличается бедностью словаря, в ней зачастую вовсе отсутствуют средства выразительности. А ведь пословицы и поговорки – удивительное явление в языке.

Пословицы могут заставить задуматься над своими поступками и поведением, помогают выразить свою мысль чётко; рассказывают об истории движения народа по пути цивилизации.

Несомненно, пословицы и поговорки обогащают нашу речь, поэтому я решила познакомиться со сборниками пословиц и поговорок, понять насколько часто и грамотно мы их используем в речи, пополнить свой словарный запас, заинтересовать своих одноклассников данной темой, рассказав им о происхождении некоторых пословиц.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что словарь школьников обеднён, лишён выразительных образных конструкций, в том числе пословиц и поговорок. Учащиеся испытывают необходимость в расширении своего словарного запаса, чтобы грамотно, ясно, доходчиво, образно выражать свои мысли.

Объект исследования – пословицы и поговорки русского народа.

Предмет исследования – устная и письменная речь младших подростков.

Гипотеза: я предполагаю, что пословица не утеряла своей актуальности в речи современных людей.

Цель моей исследовательской работы: выяснить, нужны ли пословицы и поговорки в современной речи.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме «Пословицы и поговорки русского народа».
  2. Выделить тематические группы пословиц.
  3. Проанализировать учебник русского языка на предмет наличия пословиц в качестве материала для упражнений.
  4. Провести анкетирование учащихся 5-х классов, проанализировать полученные данные.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературы;
  • анализ учебных пособий;
  • анкетирование школьников.

Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что пословицы – сокровищница народной мудрости, которая живёт веками и не теряет актуальности и сегодня.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что материал работы может быть использован школьниками для повышения своего образовательного уровня, педагогами – при проведении уроков по теме «Пословицы и поговорки», для формирования дидактического материала по самым различным темам курса русского языка.

Пословицы как жанр фольклора. Отличие пословиц от поговорок

  1. Основная часть.

1.1. Пословицы как жанр фольклора. Отличие пословиц от поговорок.Пословицы и поговорки – древнейшие жанры устного народного творчества, бесценное наследие народа. Они появились задолго до появления письменности и устно передавались из поколения в поколение.

А.Н. Толстой очень ярко и точно отразил особенности этого бессмертного жанра фольклора: «Русский народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа.

Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов».

Пословица – изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. Может иметь повествовательный («в гостях хорошо, а дома лучше») и побудительный характер («куй железо, пока горячо»).

Поговорка – это такой оборот речи или словосочетание, которое отражает какое-то явление жизни. Поговорка является малым жанром фольклора, часто носит юмористический характер.

Согласно определению Даля, поговорка – это такая короткая складная речь, которая ходит в народе, но не является полноценной пословицей.

В отличие от пословицы, поговорка не содержит никакого поучительного обобщающего смысла. Это просто образ, который замещает обычное слово или определяет какое-либо явление: «яйца курицу не учат»; «слово не воробей».

Также следует отметить, что зачастую поговорки являются какой-либо частью уже соответствующей пословицы: «Два сапога – пара, да оба на левую ногу надеты».

Возникновение пословиц, их прямой и переносный смысл

1.2. Прямой и переносный смысл пословиц.

Пословицы имеют прямой и переносный смысл, поэтому не так просто понять пословицу: в них часто говорится о предмете, казалось бы, к нашей жизни неимеющем никакого отношения, но оказывается, что это относится непосредственно к нам.

К примеру, пословица «Волков бояться – в лес не ходить» говорит о том, что, выполняя какое-либо дело, придётся столкнуться с трудностями.

Человек, употребивший эту пословицу, совсем не имеет в виду известных хищников, хотя и говорит о них. Именно эта многозначность делает пословицы трудными для восприятия.

Таким образом, каждое слово в пословице несёт обобщающий смысл, и наша задача – увидеть сходство между жизненными явлениями.

1.3. Источники возникновения пословиц.

Основным источником народных пословиц и поговорок является сама жизнь. Подобные пословицы и поговорки связаны с самыми разнообразными сторонами жизни.

Некоторая часть пословиц возникла из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как «Битый небитого везет», «По щучьему велению» и другие.

Сами писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок.

Читаем у И.А. Крылова: «Сильнее кошки зверя нет», «А воз и ныне там», у А.С. Пушкина – «У разбитого корыта», «Любви все возрасты покорны», у А.С. Грибоедова – «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом».

В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей.

Например, выражение «Башмаков еще не успели износить» (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету.

Тематические группы пословиц

1.4. Тематические группы пословиц.

Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.

Пословица всегда поучительна. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

В пословицах осуждаются лень, глупость, хвастовство, пьянство, обжорство, восхваляют ум, трудолюбие, скромность и другие необходимые, по мнению народа, качества человека.

Таким образом, мы можем выделить самые многочисленные, а значит, самые важные с точки зрения и наших предков, и современников, тематические группы пословиц:

  1. Пословицы о Родине.

Любовь к Родине – неотъемлемая черта любого народа. Пословицы говорят о большой значимости Родины для человека:

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Где ни жить – Родине служить.

Призывают защищать и любить свою Родину:

Родина – мать, умей за неё постоять

Не тот человек, кто для себя живёт, а кто за родину в бой идёт.

  1. Пословицы о семье. Именно в семье лежат корни духовности.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

  1. Пословицы о труде.

Русский народ издавна считал, что добросовестный труд – основа благополучия.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Делу время – потехе час.

  1. Пословицы об учёбе.

Народ всегда с уважением относился к учению и образованию.

Корень учения горек, да плод его сладок.

С книгой жить- век не тужить.

  1. Пословицы о человеке, о его недостатках.

Народ не приемлет безделья, равнодушия, лицемерия, праздности:

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Ценность народных изречений неоспорима: «Пословица не на ветер молвится».

Пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, ни объехать, потому что в ней выражен смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить – не поле перейти».

Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надёжнее матушки», «Кто матери не послушает, тот в беду попадёт».

Никогда не состарятся мудрые мысли о труде и учёбе, народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не суйся в воду», «Не руби сук, на котором сидишь» и т.д.

Таким образом, пословица – это школа национальных идеалов для подрастающего поколения, но не скучное назидание, а рождаемое самой жизнью присловье, входящее в ум и душу ребёнка и ограждающее его от неправильных действий.

Анализ учебника русского языка на использование пословиц как дидактического материала.

  1. Практическая часть.

2.1. Анализ учебника русского языка на предмет использования в нём пословиц в качестве дидактического материала.

Современные подростки очень мало читают. Многие из них изучают только учебники, поэтому мне было интересно узнать, используют ли авторы учебника русского языка и литературы (У.А. Жанпейса,А.Т. Есетова, Н.А. Озекбаевой, А.А. Ерболатова и др.) неисчерпаемые возможности русской пословицы, а значит, любой школьник может пополнить свой словарный запас этими краткими и образными выражениями.

Оказывается пословицы стали дидактическим материалом при изучении почти каждого раздела учебника. Наиболее широко пословицы представлены в теме «Местоимение». Попробую проанализировать их с точки зрения тематики.

При изучении темы «Отрицательные местоимения» в упражнении 4, 7 приведены пословицы с указанной орфограммой.

Пословицы говорят о важности труда в жизни человека, учат трудолюбию, коллективизму, умению работать сообща, дружно, осуждают праздность и леность. (Не говори – не умею, а говори – научусь. За один раз дерево не срубить. Без труда хлеб не родится никогда.)

При изучении темы «Глагол» в упражнении 3, 4 даны пословицы, нужно прочитать их, понять их значение, объяснить их написание.

Пословицы говорят о важности чистоте и опрятности внешнего вида  (Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным. Где аккуратность, там и опрятность.)

Учебник У.А. Жанпейса,А.Т. Есетова, Н.А. Озекбаевой, А.А. Ерболатова при  изучении темы басня И. Крылова «Ворона и лисица » в упражнении 6,  тоже предлагает в качестве дидактического материала пословицы объяснить их смысл .

Авторы учебника опять выбирают пословицы о важности труда в жизни человека в упражнении 3 при изучении темы «Правописание согласных в корне слова» ( Верь своим очам, а не чужим речам. На языке – медок, а на сердце ледок)

При повторении темы авторы учебника вновь обратились к пословицам и поговоркам (упр. 6). Используя их в заключительной части сочинения

Тематически пословицы продолжают раскрывать народное представление о тех качествах характера, которые необходимы человеку (Кто не слушает советов, тому нечем помочь. На помощь надейся, а сам не плошай. Всякая вещь хороша на своём месте. И т.д.), говорится и о важности самой пословицы («Красна речь пословицей»).

Таким образом, пословицы достаточно широко представлены в учебнике             У.А. Жанпейса,А.Т. Есетова, Н.А. Озекбаевой, А.А. Ерболатова. Пословицы образно говорят о вечных ценностях в человеческой жизни.

2.2. Анкетирование учащихся 6 классов.

Мною было проведено анкетирование учащихся 6 классов нашей школы. Мне было интересно узнать, насколько важны пословицы для младших подростков.

  1. Знаете ли вы, что такое пословицы и поговорки?

На этот вопрос все ребята ответили утвердительно.

  1. Употребляете ли вы пословицы в современной жизни?
  • Половина опрошенных ответила иногда, время от времени;
  • 20% считают, что употребляют пословицы часто;
  • 30 % – редко, очень редко.
  1. Назовите пословицы, которые вы слышите очень часто
  • Согласно анализу анкет, лидером стала пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (52% назвали именно её);
  • отстаёт от неё на 6% ( 46%)«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
  • 24% опрошенных назвали пословицу «Друг познаётся в беде».
  • «Сделал дело – гуляй смело» и «Без труда – нет добра» назвали по 16% респондентов
  1. Объясните прямой и переносный смысл пословиц.

Были предложены для толкования следующие пословицы и поговорки:

– Если дружба велика — будет Родина крепка.

– Будешь книги читать — будешь все знать.

– Здоровье всего дороже
– Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Буквальный смысл объяснили 88% школьников, а переносный раскрыли только 40%.

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что школьники используют в своей речи пословицы, но этот запас нуждается в пополнении.

Тематика пословиц жизненна, отражает интересы школьников: учёба, трудолюбие, овладение нормами принятого поведения в обществе, ответственность за свои поступки. Увидеть обобщённый смысл незнакомых, редко употребляемых пословиц моим одноклассникам ещё очень трудно

Пікір үстеу

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған

You May Also Like

Балдың 12 түрлі емдік қасиеттері

Балдың 12 түрлі емдік қасиеттері Бал дәмді тағам ғана емес,  сонымен қатар…

Кәді, ірімшік және кеспеден жасалған пісірме

Қажетті өнімдер: – 1-2 кәді (1 000 г); – 1 болгар бұрышы,…

Балдыркөк сабағынан жасалған салат

Қажетті өнімдер: – 300 г балдыркөк сабағы; – 300 г қияр; –…

Тауар өндірісінде өндіріс факторларын сатып алуға шығатын шығындарды талдау

Тауар өндірісінде өндіріс факторларын (еңбек, жер, капитал, кәсіпкерлік қабілеттілігі) сатып алуға шығатын …