Цель работы: изучение влияния мусора на окружающую среду и выявление способов борьбы с ним.
Этапы работы:
• под моим руководством ученица изучила материал по теме “Бытовой мусор”;
• определила количество скапливаемого мусора за неделю в своей семье, в школе;
• выявление мест свалок в селе ;
• провели анкетирование в своём классе, для того чтобы узнать, что делают одноклассники для очистки села от мусора.
• в конце составили памятку, что может сделать один человек для очистки своего района, улицы, двора от мусора.
Экологический кризис сегодня охватил практически всю планету. Неизбежный спутник цивилизации – все возрастающее количество бытовых и промышленных отходов жизнедеятельности человека. Горы мусора растут по всей планете. В среднем на каждого жителя Земли в год накапливается около тонны отходов, а в целом это ни много, ни мало 5 миллиардов тонн. Эта проблема актуальна и для моего села. Я вижу, как загрязнены мусором территории вокруг домов, завалены обочины автомобильных и железных дорог. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок изуродовали ближайшие леса. Меня заинтересовало, куда же девается этот мусор? Я люблю свое село и мне больно смотреть, как загрязняются улицы, поэтому мы решили провести исследование по этой проблеме.
- ЦЕЛЬ:
Изучить влияние мусора на окружающую среду.
- ЗАДАЧИ:
- Познакомится с видами мусора
- Выявить причины увеличения мусора
- Выяснить способы переработки мусора
- Выявить место свалок мусора в селе
- Обобщить полученную информацию
- Выяснить, что можно сделать для уменьшения количества мусора в с.Сартюбе
- МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1.Теоретическая работа
– Изучение теоретического материала по теме «Бытовой мусор»
- Практическая работа:
- Определение количества мусора дома
- В школе
- Выявление мест свалок мусора с Сартюбе
- Анкетирование
Теоретическая часть
В Казахстане накопилось около 43 миллиардов тонн отходов производства и потребления, из которых лишь 5 процентов идет на переработку.
В одном только Алматы ежегодный его объем составляет примерно миллион тонн, в столице – 300 тысяч. Такими темпами нам действительно в недалеком будущем грозит безрадостная перспектива «задохнуться от собственных отходов», как прогнозировал датский физик Нильс Бор. Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть – 97% – идет в отходы.
КЛАССИФИКАЦИЯ МУСОРА
КАКОЙ БЫВАЕТ МУСОР
БЫТОВОЙ ПРОМЫШЛЕННЫЕ
СПЕЦОТХОДЫ
БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ:
- бумага, книги, тетради, журналы;
- стеклянные банки и бутылки;
- металлические банки из–под консервов;
- овощные очистки, яичная скорлупа (органические остатки);
- пластиковые упаковки;
- картонные пакеты из-под молока или сока;
- полиэтиленовые мешки и пакеты;
- изношенный текстиль (носки, колготки, не подлежащие штопке и т.д.)
- изделия из древесины;
1.СПЕЦОТХОДЫ:
Это :
- батарейки;
- остатки красок, лаков, клеев;
- остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);
- неиспользованные или просроченные медикаменты;
- остатки бытовой химии (средства для чистки, дезодоранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебелью и др.);
- ртутные термометры;
- автокосметика.
- Очень опасна отслужившая свой срок электротехника и электроника (т.к. в ней присутствует ртуть, медь, свинец и др.)
1.3 Способы утилизации
Вопрос « куда деть мусор?» становится все актуальнее. В настоящее время распространение получили три способа переработки мусора:
- устройство специально оборудованных свалок (самый распространенный в нашей стране, дешевый, но не лучший способ);
- компостирование мусора;
- утилизация на мусороперерабатывающих заводах
2.ОБОРУДОВАННЫЕ СВАЛКИ
представляют собой специально сооруженный склад для отходов. Место для них выбирается с учетом определенных условий:
- значительное расстояние от населенных пунктов;
- роза ветров (чтобы ветер не дул к жилым массивам);
- вдалеке от охраняемых природных территорий;
- вблизи водоемов (для защиты грунтовых вод);
- достаточно большая территория (для реализации в течение длительного времени).
1.Мусороперерабатывающие заводы
– По данным комитета по статистике, в Казахстане зарегистрировано около 500 специализированных компаний в области обращения с отходами. Точное число предприятий, занимающихся переработкой, неизвестно – примерно около половины из общего числа компаний. Крупных заводов в Казахстане очень мало. Самый большой из них – комплекс «Алтын -ТЕТ», который функционирует в Астане и занимается сортировкой и переработкой совместно собранных твердых бытовых отходов. Также можно назвать «KazakhstanWasteRecycling» (бумага и картон), «SAF» (стекло), «КазКаучук» (шины и резиновые отходы), WestDala (нефтесодержащие отходы, комплексное управление отходами), «ПромТехноРесурс KZ» и «Промотход» (электронные отходы).
2.
Практическая часть
Определение количества мусора
На одного жителя Казахстана приходиться примерно 300 – 400 кг бытового мусора в год. При этом масса отходов увеличивается ежегодно на 4 – 5% Мы решили узнать, сколько и какой мусор выбрасывает наша семья.
Мы взяли основные виды мусора, рассортировали его и взвесили.
Гильдерман Валерия (в семье 4 человека)
Виды
мусора |
Масса хлама | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | Всего | |
Бумага | 1100 г | 1200г | 1100 г | 1400 г | 4.800 г |
Пластик | 500 г | 700г | 800 г | 700 г | 2.700 г |
Стекло | 2000 г | 1500г | 1000г | 1000 г | 5.500 г |
Органическиеостатки | 1.000 г | 2.100 г | 2.250 г | 1.650 г | 7.000 г |
Итого | 4.600 г | 5.500г | 5.150 г | 4.750 г | 20.000 г |
– на 1 члена семьи за неделю – 1кг 250г
– на 1 члена семьи за месяц – 5 кг
Кубышта Яна (в семье 5 человек)
Виды
мусора |
Масса хлама | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | Всего | |
Бумага | 180 г | 130г | 600 г | 800 г | 1710 г |
Пластик | 300 г | 100г | 150 г | 200 г | 750 г |
Стекло | 2.000 г | 800г | 1500 | 2500 г | 6800 г |
Органическиеостатки | 1.200 г | 1.100 г | 1.250 г | 1.000 г | 4.550 |
Итого | 3.680 г | 2130 г | 3.500 г | 4.500 г | 13.810 г |
на 1 члена семьи за неделю – 691 г
– на 1 члена семьи за месяц – 3 кг
Джумальдинова А (в семье 4 человека)
Виды
мусора |
Масса хлама | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | Всего | |
Бумага | 1.000 г | 1.400г | 1.300 г | 1.100 г | 4.800 г |
Пластик | 600 г | 500г | 750 г | 850 г | 2.700 г |
Стекло | 800г | 1.800г | 2.500 | 2.300 г | 7.400 г |
Орг. остатки | 2.000 г | 1.300 г | 1.250 г | 1.500 г | 6.050 |
Итого | 4400 | 5000 | 5800 | 5750 | 20950 г |
на 1 члена семьи за неделю – 691 г
– на 1 члена семьи за месяц – 3 кг
- В КЛАССАХ:
Понедельник | Вторник | Среда | Черверг | Пятница | Суббота | ВСЕГО |
100г | 200г | 200г | 100 г | 300 г | 300 г | 1кг 200 г |
- В ШКОЛЕ:
Промежуток времени | Количество мусора |
За месяц | 4 кг 800 г |
За учебный год | 43 кг 200 г |
1.
Свалки: вред окружающей среде
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия не только в отдельных регионах, но и на планете в целом. Где только нет мусора! Он повсюду. Мусор сопровождает нашу жизнь, мы видим его везде:
- на остановке (окурки, бутылки, банки, фантики и др.)
- в лесу (консервные банки, пластиковые бутылки, упаковки, полиэтиленовые мешки)
- в магазине (масса чеков, оберток)
- на прогулке (бумажные обертки и др.)
По этому поводу мы провели рейд по нашему селу Мы не видели не одного оборудованного мест для сбора мусора в своем селе Сартюбе, а несанкционированных, т. е. просто свалок оказалось просто множество. Их можно увидеть в основном (слайд 18-23) и еще у местных водоёмов, на аллейке, где мы идем в школу и в лесопосадке. Ветер разносит мусор, собаки растаскивают его. Вещества, образующиеся при разложении отходов, загрязняют атмосферный воздух, дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов. Сегодня загрязнение почвы и водоемов бытовыми отходами приобрело глобальный характер.
Свалки являются рассадником крыс, мышей, многочисленных насекомых.
Известно, что скорость разложения обычной бумаги в природных условиях около 2-х лет, металлической консервной банки – около 90, полиэтиленового пакета – около 200 лет, а стеклянной банки – около 1000 лет, а большинство пластиков не разлагаются.
2.
Борьба с мусором.
Сжигать мусор недопустимо. Тем самым мы создаем угрозу своей жизни и жизни других людей и наносим вред окружающей среде. Этот запрет должен быть абсолютным!
Вот некоторые цифры: при сжигании 1 тонны твердых отходов образуется 320 кг шлаков, 30 кг летучей золы, 6 тыс. м3 дымовых газов, содержащих оксиды серы, азота, фтористый водород.
Мы еще долго можем ждать, когда в нашей стране построят достаточное количество мусороперерабатывающих предприятий, которые будут перерабатывать мусор самым эффективным и безопасным способом.
Каждую весну в нашем селе мы проводим экологические акции «Очистим село от мусора».
- Уборка территории школы
- Уборка водных источников села.
Но этого не достаточно.
1.
Что же делать? Есть ли надежда на победу в «борьбе» с мусором?
Мусору можно и нужно давать «вторую жизнь».
У нас в стране такой опыт проводится.
Однако попытки приучить население к такому сбору отходов особого результата пока не дают.
Об этом же говорят и данные анкеты, которую мы провели среди учащихся нашей школы. В анкетировании принимали участие 20 человек:
А Н К Е Т И Р О ВА Н И Е
№ | СОДЕРЖАНИЕ | ДА | НЕТ |
1 | Собираешь ли ты макулатуру? | 2 | 18 |
2 | Собираешь и сдаешь ли ты стеклянную посуду? | 3 | 17 |
3 | Используешь ли ты для записей обе стороны листа? | 15 | 5 |
4 | Используешь ли ты упаковки для изготовления полезных вещей? | 5 | 15 |
5 | Отдаешь ли ты одежду и обувь, из которых вырос, другим? | 10 | 10 |
6 | Бережно ли ты относишься к школьному имуществу? | 20 | – |
7 | Аккуратно ли обращаешся с учебниками, книгами? | 20 | – |
Заключение
Изучив теоретический материал по теме «Бытовой мусор», проведя свои исследования, мы пришли к выводу: проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел. Для себя мы составили памятку «Что может сделать один?»
ПАМЯТКА
- систематически проводи уборку территории около школы, дома;
- не бросай, куда попало мусор;
- не оставляй мусор в лесу, около водоема, на месте отдыха;
- собирай и сдавай макулатуру (сохраняя при этом природные ресурсы);
- сдавай стеклотару, металлолом;
- экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону);
- аккуратно обращайся с учебниками, книгами;
- бережно относись к вещам, чтобы они дольше служили нам;
- отдай вещи, которые не носишь, нуждающимся;
- при приготовлении пищи старайся не превращать в отходы полезные продукты;
- дай вещи «вторую жизнь»
Если каждый из нас будет выполнять эти правила, я думаю, что окружающий нас мир станет чуточку чище.
Давайте же вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем поселке всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки.
Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!