Компьютерная зависимость современных школьников: причины и последствия

Аннотация

В данной исследовательской работе представлены проблемы компьютерной зависимости современных школьников, выделены основные её причины, раскрыты способы профилактики. 

Ключевые слова: компьютерная зависимость, профилактика, современный школьник.

Объектом исследования являются школьники.

Цель работы – исследовать возможные причины компьютерной зависимости, выявить психологические и физические признаки зависимости.

Методы исследования

Исследование проводилось через анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; анкетирование.

В процессе выполнения работы было проведено анкетирование учащихся 9 класса на выявление компьютерной зависимости.

В результате исследования были сделаны соответствующие выводы о компьютерной зависимости школьников, на основе которых была составлена памятка, как вести себя взрослым с подростком, который уже страдает компьютерной зависимостью.

Содержание

Введение

  1. Основная часть
    • Определение ключевых понятий исследуемой темы
    • Основные причины компьютерной зависимости
    • Признаки компьютерной зависимости
    • Лечение компьютерной зависимости

Заключение

Список литературных источников

Приложения

Введение

Трудно, в условиях современности, представить свою жизнь без компьютера. Сказочный монитор буквально манит к себе детей и взрослых. По опросам, около 80% школьников, буквально, теряют голову от компьютера, причем,  больше половины детей знакомы с ними с 5-6 летнего возраста. Сегодня персональный компьютер превратился в непременный атрибут нашей работы и жизни. С появлением сети Интернет он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т.д. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье.
Дети и подростки зачастую предпочитают общение с ним любым другим видам развлечений, они стали проводить меньше времени на свежем воздухе, меньше играть в подвижные игры, что отрицательно сказывается на физическом здоровье. Подсевшие на компьютер подростки — это страшное явление, чреватое нехорошими последствиями. В первую очередь, для самих детей. Покупая своему чаду компьютер и позволяя сидеть там день и ночь, родители обрекают ребенка на психическое заболевание. Именно эта причина натолкнула нас на исследование проблемы компьютерной зависимости современных школьников.
Целью нашей исследовательской работы стало изучение возможных причин компьютерной зависимости, выявление признаков зависимости и её лечение.

Задачи:

  1. Определить, наблюдается ли зависимость школьника от компьютера.
  2. Выявить психологические и физические признаки компьютерной зависимости.
  3. Проанализировать основные причины зависимости школьников.
  4. Предложить возможное лечение зависимости школьников от компьютера.

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: психика школьника.

Участники исследования: учащиеся 9 классов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что длительная работа за компьютером, долгое пребывание в социальных сетях, компьютерные игры оказывают негативное влияние на психику и физическое состояние современного школьника.

Методы исследования

Исследование проводилось через анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг; анкетирование.

Результаты исследования: приведена памятка «Что делать, если у школьника обнаружена компьютерная зависимость»

1.1. Определение ключевых понятий исследуемой темы

Мы нырнули в этот мир, не разобравшись с
тем, что осталось за спиной. Не
умея жить в одном мире -породили
другой. И не знаем, куда идти. К чему
стремиться».

Явление компьютерной зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с конца 80-х годов. Первыми с ним столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, которые используют в своей деятельности Интернет и несут потери в случаях, когда у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в сети. У рабочих уменьшается работоспособность, рассеивается внимание, и хотя физический вред здоровью при компьютерной зависимости не настолько очевиден, как, например, цирроз печени при алкоголизме, риск для здоровья все-таки существует. Появляется усталость, иммунная система человека становится ослабленной, после чего повышается вероятность заболевания. К тому же, сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение – к различным заболеваниям глаз.

На наш взгляд, изучение данной проблемы, нужно начать с ключевого понятия – зависимость. Для этого нами  были рассмотрены различные источники , в которых даётся определение зависимости.

Так, в толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова под зависимостью понимается подчинение чьей – нибудь воле, обусловленность чего – нибудь поведения волей кого – нибудь.

В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля зависимость – от чего, от кого, быть под властью, под полным влиянием, быть в чьей-либо воле; быть следствием известной причины.

Словарь русского языка С. И. Ожегова даёт нам следующее определение: зависимость – 1. Отношение одного явления к другому как следствия к причине. 2. Подчинённость другим чужой воле, чужой власти при отсутствии самостоятельности, свободы.

Попробуем сформулировать понятие компьютерной зависимости.

Сам термин «компьютерная зависимость» появился в 1990 году, когда развитие компьютерных технологий набрало бешеный темп. Психологи называют компьютерную зависимость разновидностью эмоциональной зависимости, очень похожей на алко- и нарко-зависимость. Она провоцирует ребенка погрузиться в свой вымышленный мир, поверить в собственную легенду о себе и настолько сжиться с ней, что становится практически невозможно нормально существовать в реальном мире. Можно сказать, что это заболевание приводит к раздвоению личности.

Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком такой зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п. Компьютерная зависимость часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками- она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), компьютерная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный «взлом» компьютерных программ и т. п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.

Таким образом, исследование данной проблемы приобретает особую значимость в бурном развитии компьютерных технологий.

1.2. Основные причины компьютерной зависимости

В данном разделе нашей исследовательской работы, попробуем разобраться с основными причинами компьютерной зависимости современного школьника.

Одним из важных факторов формирования компьютерной зависимости являются свойства характера – повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, низкая самооценка, плохая стрессоустойчивость, неспособность разрешать конфликты, уход от проблем. Молодые люди, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе, что способствует уходу от жизненных трудностей в виртуальный мир компьютера и постепенному формированию компьютерной зависимости.

Уход в Интернет-среду является одним из способов  приспособления к этому жестокому миру. Испытывая сложности в выражении своих эмоций, контактах с близкими и сверстниками молодой человек старается избегать ситуаций, где он может чувствовать дискомфорт и искать более безопасный, опосредованный способ взаимодействия со средой, например, через Интернет. Интернет-среда служит также средством самозащиты от плохого настроения, чувства боли и унижения.

Страдающие компьютерной зависимостью часто испытывают чувство одиночества, недостаток внимания и взаимопонимания со стороны близких людей, связанную с этим постоянную эмоциональную напряженность и тревогу. «Я настолько плох, что даже близкие меня не понимают». «Я просто урод,  из меня ничего не получится». Такой молодой человек больше всего нуждается в поддержке близких, психологическом сопровождении его в преодолении различных жизненных ситуаций. Характерно, что начало проявления компьютерной зависимости происходит в школьные годы, а ее разгар на первых курсах вуза, когда особенно необходима самостоятельность в принятии решений и стрессоустойчивость.

Формирование компьютерной зависимости часто связано с особенностями воспитания и отношений в семье: гиперопека или наоборот завышенные требования и «комплекс неудачника», нарушенные отношения среди других членов семьи, затруднения в общении и взаимопонимании.

Наиболее сильно человек подвержен игровой зависимости, поскольку события в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамически, а сам процесс игры непрерывен. Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в некой виртуальной реальности, в неком существующем только для него сложном и подвижном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет человеку, страдающему игровой зависимостью прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни. Игровая зависимость – это не пристрастие к какой-либо одной компьютерной игре, поскольку это скорее психологическая «цепная реакция». Пройдя одну игру в каком-либо жанре, который понравился больше всех, человек, страдающий игровой зависимостью ищет другие игры этого же жанра, сделанные в идентичной стилистике и не уступающие по психологическому напряжению, а дальше – стремление пройти все (по крайней мере, известные) игры этого типа. Необходимо отметить, что прохождение новой компьютерной игры занимает от 5-6 часов до нескольких суток, иногда даже недель. Для того чтобы человек, страдающий игровой зависимостью как можно дольше играл в ту или иную игру, разработчики вводят в них дополнительные небольшие подуровни, так называемые «секретки», поиск которых требует массу времени. Человек, страдающий игровой зависимостью окончательно не прощается с ней до тех пор, пока не найдет все секретные уровни, комнаты, не соберет все бонусы. Еще один из способов «посадить на компьютерную иглу» – это предоставление в комплекте с игрой пакета программ для разработки собственных сценарных уровней игры, а иногда даже для создания собственных персонажей и замены голосовых и звуковых эффектов, т.е. предоставление широких мультимедийных возможностей.

Согласно высказыванию психолога Д.В. Иванова: «Компьютерные симуляции – это киберпротез общества». Чем дальше, тем больше развивается игровая индустрия, чем дальше, тем больше людей подросткового периода, подверженных игровой зависимости. Люди подросткового периода настолько вживаются в реалистичную компьютерную игру, что им «там» становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Человека, страдающего игровой зависимостью привлекает в игре:

  • наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
  • отсутствие ответственности;
  • реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
  • возможность исправить любую ошибку, путем многократных попыток;
  • возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости к чему они могут привести.

Компьютерная зависимость иногда может также возникать, как следствие других заболеваний: депрессии или шизофрении, что вызывает необходимость срочного вмешательства и лекарственной терапии. Удивительным является тот факт, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. В среднем  требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости.

Таким образом, можно сделать вывод, что основной причиной компьютерной зависимости современного подростка является психологическая причина, т.е. его умения строить отношения со сверстниками и близкими людьми. И задача взрослых (окружающих людей) в сложившейся ситуации, поддержать подростка в преодолении возникших жизненных трудностей, обучить его умению регулировать свои эмоции, строить отношения со сверстниками, уметь управлять своим временем.

1.3. Признаки компьютерной зависимости

В данной части исследовательской работы мы попробуем разобраться с основными признаками компьютерной зависимости.

Прежде всего, отметим, что эти признаки можно разделить на две группы:

  • психологические;
  • физические.

Проанализировав весь собранный нами материал по данному вопросу, мы выделили следующие психологические признаки компьютерной зависимости современного подростка:

  1. Нежелание подростка, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью) отвлечься от работы на компьютере.
  2. Раздражение подростка, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью) при вынужденном отвлечении.

3.Неспособность школьника, страдающего компьютерной зависимостью, спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером.

  1. Расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера.

5.Забывание подростком, страдающего компьютерной зависимостью, о домашних делах, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере.

6.Пренебрежение подростком, страдающим компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером.

7.Злоупотребление подростком, страдающим компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), кофе и другими подобными психостимуляторами.

8.Готовность школьника, страдающего компьютерной зависимостью удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей.

9.Ощущение подростком, страдающим компьютерной зависимостью, эмоционального подъема во время работы с компьютером.

10.Обсуждение школьником, страдающим компьютерной зависимостью, компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

В физическом плане компьютерная зависимость проявляется следующим образом:

  1. Сухость и покраснение глаз.
  2. Частые головные боли.
  3. Бессонница.
  4. Отсутствие аппетита.
  5. Боль в спине.

Таким образом, подводя итог данного вопроса, можно отметить следующее. Подсевшие на компьютер подростки – это страшное явление, чреватое нехорошими последствиями.  В первую очередь,  для самих подростков. Покупая своему ребёнку компьютер, и позволяя сидеть там день и ночь, родители обрекают детей на психическое заболевание.

1.4. Лечение компьютерной зависимости

Процесс избавления от симптомов долгий и сложный. И этим должен заниматься квалифицированный психиатр. Основной метод лечения компьютерной зависимости  — психоанализ.

Компьютерная зависимость не менее опасна, чем наркотическая зависимость, так как приводит к значительному нарушению адаптации в обществе (неспособность работать, неспособность создать семью или просто обслуживать самого себя).

Обязательным условием успешного лечения компьютерной зависимости является осознание проблемы и желание лечиться со стороны человека, страдающего компьютерной зависимостью.

В тоже время компьютерную зависимость чаще всего осознают окружающие субъекта друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другими видами зависимости (алкоголь, наркотики).

Поэтому необходимо мотивирование человека, страдающего от компьютерной зависимости на лечение. Часто решение проблемы начинается с консультации родственников и близких по вопросам, как помочь человеку, страдающему компьютерной зависимостью обратиться за лечением к врачу. Совместно со специалистом вырабатывается тактика поведения с человеком, страдающим компьютерной зависимостью, обсуждается, как построить разговор о необходимости обращения к специалисту.

Первый этап лечения компьютерной зависимости – диагностика причин формирования компьютерной зависимости, а также исключение возможных болезненных расстройств, в частности депрессии. В случае обнаружения скрытой депрессии при необходимости поводится ее лекарственное лечение.

Основой лечения компьютерной зависимости является психологическая коррекция, которая проводится индивидуально и в специальных тренинговых группах. Психологическая помощь направлена на улучшение взаимоотношений с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умению справляться с трудностями, воспитанию волевых качеств, повышению самооценки, формированию новых жизненных увлечений.

Важнейший этап лечения компьютерной зависимости – это привлечение страдающего ею человека в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Необходимо показать человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (боулинг, сноуборд, выходы за грибами, походы, футбол и проч.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Компьютерная зависимость влияет на взаимоотношения в семье, поэтому во время лечения компьютерной зависимости важно оказывать помощь родственникам и близким человека, страдающего компьютерной зависимостью, в частности направленную на гармонизацию отношений с ним.

Категорически  запрещается наказывать подростка, отключать Интернет. Все эти действия не только бесполезны, но и вредны, так как подталкивают подростка к бегству из дома.

В сложившейся ситуации, лучше поддержать подростка в преодолении возникших жизненных трудностей.

Таким образом, вывод можно сделать следующий. Болезнь лучше предупредить, чем лечить. Поэтому родители должны быть внимательны к своему ребёнку, к любым изменениям в его поведении, что позволит, вовремя заметить болезнь и начать её лечение на более ранней стадии.

Заключение

Ребёнок – это быстро развивающийся организм. В школьном возрасте у него складываются все физиологические системы, которые необходимы для успешного овладения школьной программы. Так же в подростковом возрасте очень уязвима психика ребёнка. Проведя своё небольшое исследование, нам удалось выяснить, чем же опасна компьютерная зависимость современного школьника.

  • Подросток перестает контролировать время, находясь за компьютером.
  • Ребенок становится агрессивным, если ему отказать в доступе к любимой игрушке.
  • Вседозволенность в компьютерных играх может убедить подростка в том, что в реальной жизни тоже можно все ради своей цели.
  • Пренебрежительное отношение к еде приводит к недостатку в организме питательных веществ. И, соответственно, к нарушению нормального физического развития и появлению заболеваний.
  • Нарушается зрение, появляется бессонница, усталость, снижается иммунитет.
  • Появляются проблемы с осанкой, головные боли.
  • Развивается эмоциональная незрелость, пренебрежительное отношение к личной гигиене, депрессия при долгом отсутствии компьютера.

Таким образом, последствия проблемы – значительный урон психическому и физическому здоровью, социальная изоляция, пренебрежение учёбой, депрессия.

В ходе проведения исследования мы проработали много литературы, проводили опрос учащихся 9 классов. Так же нами было проведено анкетирование учащихся на выявление компьютерной зависимости. (Приложение 1)

Так же в работе были проанализированы основные причины компьютерной зависимости современного школьника.

В результате исследования приведена памятка «Что делать, если у школьника обнаружена компьютерная зависимость»(Приложение 2)

Мы считаем, что гипотеза исследования нами доказана, цель исследования достигнута, задачи решены.

Приложение 1

                            Анкета

Время работы за компьютером.

1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером?

а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов

2.Со скольки лет вы работаете на компьютере?

а) с 4 лет; б) с 10 лет; б) свой вариант ответа ___________________

3.Для каких целей используешь компьютер?

а) учебные задания (поиск информации) б) игры в) общение

Зависимость от компьютера.

1.Есть ли постоянное желание играть в игры?

а) да; б) нет; в) не знаю

2.С лёгкостью можете оторваться от игры?

а) да; б) нет; в) не знаю

3.Какое общение вы предпочитаете?

а) общение по электронной почте; б) с другом на яву; в) не важно как

4.Вы кушаете, пьете  чай, готовите  уроки у компьютера?

а) да; б) нет; в) когда как

5.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?

а) нет; б) да;

6.Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?

а) да; б) нет;

7.Вы забывали чистить зубы и кушать, заигравшись за компьютером?

а) да; б) нет; в) не придаю значения

  1. 8. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) да; б) нет

  1. 9. Что вас больше всего интересует?

а) компьютер; б) чтение книг; в) разгадывание логических игр

Психологические симптомы

  1. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) да; б) нет;

  1. 2. Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?

а) нет; б) да

Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.

1.Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?

а) 1 час; б) 2часа; в) 10 часов

2.Устают ли глаза при работе с компьютером?

а) да; б) нет; в) не придаю значения

3.Вы делаете гимнастику для глаз?

а) да; б) нет; в) как получится

4.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?

а) да; б) нет; в) мне все равно

Влияние компьютера на развитие интеллекта.

1.В какие игры вы предпочитаете играть.

а) брадилки; б) стратегии; в) логические г) стрелялки; д) спортивные

2.С приобретением компьютера твой интеллект:

а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю.

В анкетировании принимали участие 20 учащихся 9 класса.

Вопросы анкеты были разбиты на 5 групп:

  1. Время работы за компьютером.
  2. Зависимость от компьютера.
  3. Психологические симптомы.
  4. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.
  5. Влияние компьютера на развитие интеллекта.

Приложение 2

Памятка «Что делать, если у школьника обнаружена компьютерная зависимость»

  • втянувшемуся подростку резко перекрывать доступ к компьютеру нельзя; делать это нужно постепенно, подготавливая ребенка вместе с психологом;
  • будьте честны со своим чадом, дети чувствуют ложь;
  • старайтесь больше проводить времени с подростком, но не превращайте общение в длинные беседы и нотации;
  • уважайте индивидуальность ребенка;
  • подыщите вместе с ним хобби, увлечения;
  • развивайте личностные качества подростка, любознательность, уверенность в себе, дружелюбность, честность, ответственность за свои поступки, терпение.
You May Also Like

Жасанды орман алқаптарын жетілдірудің экологиялық маңызы, ғылыми жоба

Жасанды орман алқаптарын жетілдірудің экологиялық маңызы СИПАТТАМА 8 «а» сынып оқушысы  Олжасқызы…

Абай шығармаларындағы физикалық құбылыстардың көрінісі, ғылыми жоба

Абай шығармаларындағы физикалық құбылыстардың көрінісі (қазақ тілі мен әдебиеті және физика пәндерінің кіріктірілген жұмысы)…

Этот симметричный мир, научный проект

Тақырыбы: Тема:                                «Этот симметричный мир» Секция: Секция:                              математика Введение………………………………………………………………………………. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Изучение…

Арқа жерінің тарихи тұлғалары, ғылыми жоба слайд