Актуальность исследования.

Цвет во все времена всегда имел у людей важное значение и  использовался в древности как в бытовой, так и  в культурной традиции. Символика цвета имеет древнейшее происхождение. Она возникла в те незапамятные времена, когда человек научился добывать и использовать природные краски. На протяжении веков люди пытались разгадать тайну символики цветов, Цвет – это представление жизни человека во всех проявлениях его сознания. Он раскрывает все грани человеческого существования,  отношение человека к бытию, к самому себе, к окружающим людям и явлениям.

Актуальность темы нашего исследования заключается в том, что анализ цветовой символики в литературе  способствует не только углубленному изучению русского языка и литературы, но и расширяет наши знания о языке и слове, способствует более вдумчивому чтению произведений искусства, помогает глубже понять  автора и его творческий замысел.

Цель исследования: раскрыть символику желтого цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Объект исследования: роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Предмет исследования: символика желтого цвета.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие символа в литературоведении.
  2. Рассмотреть символику цвета в русской традиционной культуре и в психологической науке.
  3. Выявить присутствие желтого цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и проанализировать его символику.

Гипотеза исследования: изучение символики цвета в литературных произведениях  расширяет наши знания о языке и слове, способствует более вдумчивому чтению произведений искусства, помогает глубже понять  автора и его творческий замысел.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 частей, заключения, списка использованной литературы и Приложений.

Практическая значимость работы состоит в том, выводы и результаты ее могут быть учтены использованы при написании исследований по символике цвета в художественной литературе.

I Знаковая природа символа

1.1 . Понятие о символе

В искусстве символ всегда имел особо важное значение. Это связано с природой образа – основной категории искусства. Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный язык». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга, где бы они ни находились.

Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Из многочисленных определений символа в литературоведении мы остановились на следующем, которое дается  в одном из популярных словарей:

«Cимвoл – этo мнoгoзнaчный oбpaз, выpaжaющий кaкиe-либo глyбинныe cмыcлы, пopoй пpoтивoпoлoжныe дpyг дpyгy. Oбpaз cтaнoвятcя cимвoлoм, кoгдa oн пpиoбpeтaeт дoпoлнитeльныe, иcключитeльнo вaжныe знaчeния». [1]

Смысл символа трудно, порой  невозможно раскрыть до конца. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать автор. Символ постигается  не столько умом, сколько интуицией и чувством.

Символ можно обнаружить в произведениях литературы разных эпох и направлений, они придают художественному образу глубину и выразительность, связывают разные планы текста (сюжетный, подтекстовый, реальный, мифологический, исторический).

Художественная задача символа в литературе заключается в том, что влияя на чувства, воображение, эмоции, пробудить готовность воспринимать идеальные понятия, а не объяснять их логически; дать некий намёк, указание на существование у изображаемого сокровенного смысла и стать «проводником» к нему.

1.2  Символика цвета в русской традиционной культуре

Любой цвет может быть прочтен, как слово, или объяснен, как сигнал, знак, или символ. «Прочтение» цвета может быть субъективным, индивидуальным, а может быть коллективным, общим для больших социальных групп и культурно-исторических регионов.

Символика цвета — способность цвета передавать значения, пробуждать чувства, вызывать ассоциации. Цветовые ассоциации обусловлены спецификой индивидуального, национального, религиозного и т. д. восприятия. Люди всегда придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях.

Так, в астрологии 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, желтый — цвет Меркурия, зеленый — цвет Сатурна, пурпурный — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней. При этом любой цвет может иметь как позитивное, так и негативное значение. Рассмотрим символику основных цветов.

Основными цветами в Древней Руси  были красный, зеленый,  синий, белый и чёрный, реже встречался желтый. Они имели важное и  глубокое значение в жизни каждого, заключённое в природных символах, а также несли в себе как позитивный, так  и негативный смысл. Различные источники по фольклору и этнографии дают их следующую расшифровку.  (См. Приложение к работе №№1-3)Рассмотрим их вкратце.

КРАСНЫЙ

Люди всегда проявляли особый интерес к красному цвету. Красный цвет – это цвет жизни. Кровь, цветы, плоды, глина из которой был сотворен человек. Адам в переводе – это красная земля. Красный цвет – это сила, энергия, без которой жизнь не возможна. Доисторический человек кропил объект, который хотел оживить, кровью.

На Руси красный цвет — символ огня, жизни, полноты жизни, красоты, здоровья, солнца, агрессии, страсти, любви, энергии, жизненной силы, жизненной энергии, энергии солнца. Огонь, как и вода обладает очищающими свойствами. В древнерусском языке «красна» — означает красивая. И ещё один интересный факт про цвет свадебного платья на Руси: изначально цвет свадебного платья невесты был красным.

ЗЕЛЕНЫЙ

Это цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда (на урожай), молодость. В христианстве — символ земной жизни Христа и святых. Негативные символы: тление, разложение, демонизм, отвращение, злоба, зависть, тоска, безумие, ужас гибели. Эти значения происходят от цвета плесени, гниющих органических веществ, злобных мифологических животных (змеев, драконов), таинственных обитателей лесов (леший, Зеленой царь), глаз хищных ночных животных и птиц, горьких ядовитых трав. Общеизвестны выражения «тоска зеленая», позеленел от злобы (или от зависти), зеленый змий (пьянство).

СИНИЙ

Цвет неба и моря, символ высоты и глубины. Самый серьезный цвет, в меру печальный и тоскливый. В христианских книгах – непостижимая тайна. В христианстве синий символизирует искренность, благоразумие и набожность. В христианских храмах синие купола символизировали небо. Вызывает мистицизм, религиозные чувства. Духовность, чистота, постоянство в вере, совершенство, высокое происхождение, правосудие, покой.

Негативная символика синего исходит из того, что он является  антиподом красного и желтого, символов жизни, радости и цветения. Символизирует злодейство, дьявола. На Руси синий часто символизирует ушиб («синяки под глазами» — усталость), а также связывается с употреблением алкоголя («синяк» — много пьющий человек, «синячить» — пить алкоголь в большом количестве).

БЕЛЫЙ

Символические значения белого: полный покой, безмятежность, мир, тишина, чистота, принадлежность к миру высокого и чистого.  Вспомним сочетания «белая кость» (об аристократии), «белые перчатки» (не испачканные руки),  «белые воротнички» — (знак интеллигентности), «белая гвардия (армия)» (об элитных воинах). Белый цвет символизирует православие, жизнь по законам Божьим, следование традиции во благо себе и другим людям. Каждый новый этап: рождение, крещение, венчание, смерть символизируется белым цветом и имеет соответствующее убранство, священнослужители при этом надевают белые ризы.

Негативная символика белого цвета. Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание. Это цвет страха, небытия. белый — цвет савана покойника, проказы и лишаев, бельма на глазу.

ЧЕРНЫЙ

Символика черного у большинства народов в основном негативна. Основные символы: смерть, разложение, ночь (как время пассивности), печаль, горе. В русском народном языке слово «черный» обозначает нечто старое, грязное, незавершенное, лишенное блеска: черная старуха, чернавка, черный ход, черный пол, черновик; а также мрачное и невеселое: черный юмор, «пить по-черному». С черным цветом связаны черная магия, демонизм, колдовство.

ЖЕЛТЫЙ

Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Поэтому его ещё называют золотой цвет или цвет золота. Это цвет осени (золотая осень), цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира. Желтый цвет символизирует славу, божественную власть (корона, жезл), богатство, достаток и благополучие.

С другой стороны, у славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены. Желтый цвет используется как предостережение, предупреждение («желтые тюльпаны – вестники разлуки»), желтое с черным — знак запрета. Общеизвестны такие выражения, как «желтая» пресса, «желтый» дом. Ряд негативных значений желтого связан с цветом осенней умирающей листвы и грустным настроением по поводу конца лета.

Как знак познания мира цвет с давних времен был широко представлен в народном творчестве. Различные народы по-своему определяли цвета месяцев года, дней недели и времени в целом. По наличию и использованию определённого цвета можно было многое рассказать о человеке и его положении в обществе.

Желтый – цвет интуиции, стремления к интеллектуальным приключениям, он помогает объективно воспринимать мир, хотя он так же сопутствует суетливости, доброму легкомыслию.  Его связь с подсознанием дает ему силу озарения, рождения идеи.  Так Будда явился к людям в солнечных одеждах. Сам буддизм построен на идеи самопознания, просветления, что связано со святящейся аурой, которую представляет желтый.

В  христианстве – это свет, исходящий от Бога, ангелов и святых, он символизирует высоту душевных качеств.

В чем заключается темная сторона желтого? Ложь, предательство, измена

помутнение  сознания часто так же приписывают этому тону: желтая пресса – ложь, желтые цветы – символ измены, желтый дом – как пристанище умалишенных.  Если присмотреться, то все эти качества связаны с подсознанием, которое коварно стремится к власти и удовольствию.

1.3 Символика цвета в психологии

Психологи считают, что цвета по-разному воздействуют на сознание человека: желтый цвет успокаивает, зеленый вдохновляет, красный возбуждает, черный озлобляет. Различным состояниям души человека соответствуют различные цвета: зеленый – спокойствию, красный -волнению, желтый – болезни, синий – жизни, голубой – надежде, черный – абстрактному, бесцветный – пустоте. Нравственный облик и характер человека тоже определяли с помощью различных цветов. Например, белый – чистый, открытый, безгрешный; зеленый – молодой, не зрелый; красный – коварный, категоричный.

С научной точки зрения цвет – это характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, и психологических факторов. (Цвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения) Но если рассуждать логически, то мы видим, что цвет – это жизнь, и мир без красок представляется на мертвым. одни цвета успокаивают, другие возбуждают, а третьи – никак не воздействуют на человека.

Конкретные символические значения каждого цвета :

Черный – мощность, сложность, формальность, элегантность, богатство, тайна, страх, зло, анонимность, недоволство, глубина, стиль, печаль, раскаяние, гнев, метрополитен, хороший техно-цвет, траур, смерть (западные культуры); мотивированное применение силы, как проявление слабости и эгоизма, подавление, депрессия, пустота, воздержание, ограничения.

Черный скрывает то, чем обладает. Человек предпочитающий его, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих. Черный символизирует конец. Каждый вечер мы с удовольствием возвращаемся в ночь для восстановления сил. Но именно он дает начало и всему новому. Жизнь начинается с неизвестности. Черный способен контролировать ситуацию благодаря тайным знаниям. Черный стремится любыми средствами удержать свою власть. С другой стороны этот человек испытывает потребность во внешнем контроле.

Белый – нетронутость, почтение, чистота, простота, мир, смиренность, точность, невиновность, молодость, рождение, зима, снег, хорошо, стерильность, брак, смерть, холодный, клинический, стерильный, полнота, самоотдача, единство, легкость, чопорность, скука. Основным качеством белого цвета является равенство.

Белый цвет ищет справедливости. Он беспристрастен. Белый цвет символизирует невинность. Белый находится на ступень ниже безупречной чистоты Сияния. Белый содержит все цвета спектра поровну, являясь результатом их смешения. Следовательно, белый может использоваться для создания тех или иных сочетаний. Все цвета в белом равны. Белый ищет справедливости. Если присутствует белый цвет, то все будет в порядке. Доктор в белом халате вырывает человека из пасти смерти.

Красный цвет (компенсирующий зеленый) наиболее активный. Это насыщенный, тяжелый, горячий, яркий цвет. Он символизирует страстную любовь, власть, огонь, войну; снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию. В больших количествах может провоцировать ярость, гнев.

Синий цвет очень насыщенный и очень холодный. Он тяжелый, строгий, таинственный, чистый. Первое чувство, которое он вызывает, – это чувство настороженности. Синий цвет символизирует вселенную, космос. Успокаивающий цвет. Он способствует физическому и умственному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.

Зеленый цвет насыщенный, спокойный, свежий, нежный, умиротворяющий, живой. Действует успокаивающе. Он символизирует мир, покой, любовь. Жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.

Мало найдется сейчас людей, которые не знают, что желтые цветы – к предательству. Однако так ли это? Вообще, желтый цвет в психологии   символизирует силу интеллекта. Кроме того, влиянию именно желтого цвета приписывают быстрое принятие самых сложных решений.

А что вообще обозначает желтый цвет? И, что конкретно значит желтый цвет в психологии?

Радостный, яркий желтый цвет символизирует тепло, беспечную радость и оптимизм. Еще одним положительным качеством будет то, что желтый цвет имеет огромное значение для улучшения памяти и увеличения концентрации для приятия новой информации.

Если долго смотреть на желтый цвет, мозг получает своеобразный «допинг», то есть увеличивается скорость восприятия новых фактов. Ученые считают, что это связано с длиной волны, которую излучает этот цвет.

Желтый цвет теплый, легкий, яркий, струящийся, радостный. Он вызывает приятные ощущения и символизирует движение, радость и веселье. Желтый цвет способствует активизации умственной деятельности.  Желтый – долго сохраняется в памяти.

Коричневый цвет и все его оттенки (цвет земли) предпочитают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Все, кто имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Люди, не принимающие этого цвета, бывают самолюбивыми эгоистами. Эгоизм в свою очередь делает человека скрытным. Такого человека практически невозможно привести в состояние откровенности.

Таким образом, цвет – это представление жизни человека во всех проявлениях его сознания. Он раскрывает все грани человеческого существования в пределах созидания и разрушения, определяет ментальность живших в прошлом и живущих в современном мире людей, отношение человека к бытию, к самому себе, к окружающим людям и явлениям, которые предстают перед человеком в результате внутренних изменений бытия и его собственного сознания. Цвет – это логика, психология, философия и эстетика существования человека, это внешнее свойство любого явления, которое призывает постичь тайны сознания человека и бытия. [4;120]

Радостный, яркий желтый цвет символизирует тепло, беспечную радость и оптимизм. …

Символическое значение желтого цвета связано с тем, что это цвет золота. И в таком смысле желтый (золотой, драгоценный) используется для того, чтобы отметить особую важность личности, ее высокий статус, привилегированное положение, важность, состоятельность.

  1. Символическое значение желтого цвета в романе

Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

2.1 Символика цвета в произведении

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», созданный в 1866 году, является одним из самых известных и спорных произведений писателя. Он поднимает острые социальные, нравственные и философские проблемы, которые  волнуют человечество и по сей день. Это книга о добре и зле, о гуманизме, об отношении человека с Богом, о смысле жизни.

В «Преступлении и наказании» автор изобразил человеческую душу, прошедшую через страдания и ошибки к постижению истины. В сердце человека Бог и дьявол вели борьбу, и победа осталась за Богом.

Достоевский говорит нам, что в первую очередь необходимо уверовать в Бога. Прежде чем помогать другим, спасать всех, нужно помочь самому себе, спаси себя, свою душу, сделать себя человеком, утвердить в себе закон добра и любви.

В художественном мире романа множество символических деталей, связанных с цветовыми оттенками. Символичны имена героев, многозначительны открывающиеся пейзажи, интерьеры.

Многие исследователи обращали внимание на символическую особенность литературных характеров Достоевского. Но особую роль в произведении играет цвет. Цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев.

Роман Достоевского начинается с описания жизни и мира петербургских углов и их обитателей. Показывая условия их жизни, автор использует в основном темные и грязно- желтые цвета.   Всё действие романа происходит в той части Петербурга, где живёт беднота. Перед нами предстает сырой, мрачный город, в котором на каждом углу распивочные. В начале романа появляются в основном тёмные, грязные тона.

Так, цветовым является имя главного героя Родиона Раскольникова. По-гречески Родион – розовый. Странное определение для убийцы. В психологии розовый цвет означает нежность, порой желание уйти от действительности. И на самом деле, искренние, добрые поступки героя убеждают нас в чуткости и ранимости его богатой души, несмотря на совершённое им двойное убийство.

Таким образом, всё позитивное, радостное в жизни героев настолько затушёвано, размыто и приглушено, что в человеке начинает доминировать агрессивное начало.

Имя другого персонажа  следователя Порфирия Петровича по-гречески означает «багряный, пурпурный», от слова «порфира» (багряница) – торжественная верхняя одежда или мантия монархов или царей пурпурного или красного  цвета.

В описаниях природы, в портретах в романе Достоевского часто встречается красный цвет, который связан в основном с образом Раскольникова. В своем первом сне он видит больших, пьяных мужиков в красных рубахах. У них красные лица. Рядом сидит «бабенка» в красном. На мосту Раскольников видит закат «яркого, красного солнца». Процентщице он закладывает «маленькое золотое колечко с тремя красными камешками». Под кроватью Алены Ивановны он находит укладку, «обитую красным сафьяном». Под белой простыней у старухи лежит заячья шубка, «крытая красным гарнитуром». Красный цвет здесь воплощает собой агрессию, ярость, гнев. Крайнее воплощение его — кровь.

С символикой голубого и синего цвета связан образ Сони Мармеладовой. Вспомним описание этой девушки:

«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».

Голубой цвет символизирует бесконечность и верность. Внимательно созерцая этот цвет, можно ощутить, как возникает состояние умиротворения. Достаточно вспомнить, как чудесно наблюдать чистое голубое небо. По мнению психологов, голубому цвету часто отдают предпочтение люди, стремящиеся посвятить себя благородным делам и духовным достижениям. Именно благородство и самопожертвование Сонечки подчеркивает Достоевский голубым цветом глаз героини. Благодаря Соне в нераскаявшемся убийце происходит перелом.

В комнате Сони, кроме «желтоватых, обшмыганных и истасканных обоев», есть ещё одно цветовое пятно – синенькая скатерть. Говорят, что человек, предпочитающий синий цвет, отличается рассудительностью, философским настроением.

Софья – значит мудрая, а синий и голубой, цвета чистого неба, подчёркивают глубину её души. Грезившиеся Раскольникову «чудесная голубая вода»  и «замечательные голубые глаза»  Сонечки взаимосвязаны. Перед убийством старухи Раскольникову казалось, что он находится в пустыне и с жадностью пьёт воду из журчащего ручья. Как вода была спасением для него, так и Сонечка с её бездонными голубыми глазами  необходима герою.

В романе встречаются и встречаются и другие цвета, в частности, зелёный цвет. В этом произведении он всегда является резким контрастом по отношению к окружающей обстановке.        Например, в своём первом сне Раскольников видел «серенькое время», «удушливый день», чернеющийся вдали лесок, чёрную дорожную пыль, пьяные и страшные рожи, а затем – яркое цветовое пятно – зелёный купол каменной церкви. Это сопоставление не случайно. Далее мы видим, что зелёный – цвет защиты, покрова. Зелень деревьев и травы – отдых для Раскольникова: «Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам».

После своего вынужденного грехопадения во имя близких Соня Мармеладова укуталась с головой в большой зелёный платок, словно желая найти покой и утешение под его покровом. Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы.

Исследователи творчества Достоевского не раз отмечали преобладание в цветовой гамме романа одного цвета – желтого.  Действительно, все действие в романе происходит практически на желтом фоне. Желтый тон в романе проникает не только в интерьер, но и в портрет.

В романе «Преступление и наказание» жёлтый цвет в описаниях и людей, и вещей – это  всегда болезненный цвет.

Жёлтый цвет очень импульсивный, подвигающий человека к действиям, активизирующий деятельность мозга. Этот цвет сопровождает Раскольникова на протяжении всего романа, и мысли его действительно очень беспокойны, а поступки – импульсивны. Иногда герой впадает в беспамятство, иногда становится очень активным.

 Он наполняет Петербург: и через цвет зданий, и через атмосферу жары, духоты, вида знойного, палящего солнца. Он постоянно присутствует в интерьере. Желтый, как яд, пропитывает жителей города, словно заражая их какой-то неведомой болезнью, которая проступает в виде желтого цвета. Желтым был синяк от удара копытом лошади, ставший смертельным для Мармеладова. Каморка Раскольникова с желтыми обоями похожа на гроб.

Автор наблюдает за своими героями через “желтые очки”. Так случается с человеком, который теряет сознание и какое-то  время видит все в желтом цвете.

Т.о.,  желтый – это болезненный цвет, цвет сумасшествия, а золотой – божественный, торжественный, светлый.

Желтый – один из цветов, известных с глубокой древности, когда невесты красили свои одежды и покрывала в разные оттенки шафранового. Значения жёлтого цвета: богатство, свет, изобилие. Но этот цвет, как и другие, имеет разное значение. Да  и дома для душевно больных людей назывались «желтые дома». Но назывались  они так потому, что их красили в желтый цвет. Отсюда и пошло, что желтый цвет, цвет душевных мух и болезней. Писатели как никто другой всегда чувствуют тонкости человеческого бытия, человеческой личности и отношений.

Давно известно, что цвета окружающего мира по-разному действуют на людей. Обилие всевозможных оттенков помогает эмоционально настроиться на восприятие романа.

Вернемся к основному цвету произведения – желтому. Какова его символика?

Каков же смысл этого желтого колорита в романе Достоевского?
Известно, что желтый цвет — цвет солнца, цвет жизни, радости, энергии, располагающий к общению и открытости. В романе же значение этого цвета как будто перевернуто: он зачастую обрамляет бедность, болезни и смерть. Раскольников сидит в одиночестве в своей «желтой каморе», перед смертью Свидригайлов снимает номер в дешевой гостинице, и в комнате его — все те же грязные, желтые обои.

Прежде всего, желтый цвет ассоциируется с болезнью, если речь идет о человеке. И напротив, когда говорится о вещах, то желтый цвет напоминает что-то солнечное, золотистое, он способен вызвать радостные эмоции. Однако в романе «Преступление и наказание» этого не происходит.

Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей – это болезненный цвет. Например:

«Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару»;

«Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою».

Здесь «желтый сахар»  сочетается с надтреснутым сломанным чайником и «слитым чаем», который также имеет желтый цвет.

Во втором примере – «желтый стакан», т.е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием.

Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: «пожелтелая меховая кацавейка» Алены Ивановны, «совсем рыжая, вся в дырах и пятнах» шляпа Раскольникова и т.д.

Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями.

«Мебель вся очень старая из желтого дерева, громовые картинки в желтых рамках».

Так описывает автор квартиру старухи процентщицы. А вот описание жилища Раскольникова:

«Это была крошечная клетушка, шагов в б длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями».

Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом. Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно-желтый цвет.

Например: Мармеладов – «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками»; лицо Порфирия Петровича было «цвета больного, темно-желтого».  Иногда в описании портретов героев определение «желтый» уступает место близкому по эмоциональной и цветовой окраске определению «бледный». Например: «бледное, с горящими глазами лицо» Сонечки;  «краска бросилась в бледное лицо Дуни» и т.д.

Желтизна и бледность – неотъемлемая характеристика всех жителей Петербурга. Это подтверждается в эпизоде встречи Сони с незнакомым барином: «широкоскулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский»

Таким образом, желтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создает глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Автор наблюдает за своими героями через «желтые очки». Так случается с человеком, который теряет сознание и какое-то время видит все в желтом цвете.

Мы отметили преимущество жёлтого цвета над другими цветами  на протяжении всего романа: мебель “из жёлтого дерева”, “жёлтые рамки”, “пожелтелая кацавейка”, “жёлтый диван”, “жёлтое лицо”, “жёлтый билет”, “жёлтенькие обои”, “тёмно-жёлтое” лицо Порфирия Петровича, “два жёлтых кусочка сахару”.

Весь спектр оттенков – от тёмно-жёлтого  до ярко-жёлтого: цвет заходящего солнца, огненное перо на Сониной шляпе, золотая медаль Катерины Ивановны, рыжая шляпа Раскольникова.

Психологи говорят, что жёлтый цвет – это символ лёгкости, непринуждённости, общительности, раскованности, смелости и любознательности. Такая яркая характеристика! Почему же при чтении романа нас так гнетёт цвет солнца? Когда слышишь продолжительный, однообразный звук, кажется, что он проникает в тебя, заполняя каждую клеточку. Так же убивающе действует и обилие какого-то одного цвета. Он как будто накапливается внутри и уже оттуда угнетающе действует на мозг. К тому же в романе в основном грязно-жёлтые тона, что тоже имеет своё значение.

Гнетущее звучание приобретает само слово “жёлтый”. В первой части романа его синоним – “жёлчный”. Стоит прочитать вслух следующие предложения: “Тяжёлая, жёлчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилёг головой на свою тощую и затасканную подушку и думал, долго думал. Наконец ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке”.

Оно ассоциируется со зноем и сухой пылью Петербурга. Кажется, что перехватывает дыхание.

Следующий отрывок: “Проснулся он жёлчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко”.

Учёные установили, что цвет интерьера оказывает существенное влияние на самочувствие человека, причем по-разному: какой-то цвет угнетает, раздражает, вызывает депрессию, а какой-то, наоборот, успокаивает, снижает стресс, придает энергию и радость жизни. При достижении цветовой гармонии в интерьере человек начинает ощущать комфорт на подсознательном уровне. В противном случае возникает ощущение беспокойства, приходит раздражение, именно это, на наш взгляд, и происходит с Раскольниковым. Такая обстановка душит, давит, заставляет вынашивать чудовищные теории.

Здесь слышится уже и злобное шипение. Тихий, но назойливый звук больше всего раздражает наши нервы. Как не сойти с ума в такой обстановке!

В постоянном, демонстративном использовании этого цвета — горькая ирония Достоевского и одновременно глубокий гуманистический подтекст.      Желтый цвет, ставший в романе грязным, яркость которого приглушена, — это приглушенные, затушеванные грязью жизни, приглушенное жизнелюбие, способности и таланты, задавленная радость творчества, невостребованные человеческие силы и возможности. Вместе с тем Достоевский дает нам понять, что его герои, потерянные и одинокие, больные и задавленные бедностью, тоже достойны нормальной жизни. Это одно из значений желтого цветового фона.

Кроме того, здесь угадывается ещё одно значение жёлтого цвета: он напоминает нам солнце, а оно ассоциируется с властью, величием. Идея власти – основа теории Раскольникова: «власть над всем муравейником», над тварями дрожащими. К тому же действие романа происходит в Петербурге, а это город «золотого мешка».

Противопоставлен желтому — зеленый цвет. В романе он является воплощением чистоты, надежды и свежести. В конце романа Сонечка появляется именно в платке зеленого цвета, как воплощение надежды. Именно в это утро, по мнению Родиона Раскольникова, наступает новая жизнь.

Заключение

В результате проведенного исследования на примере символики желтого цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы пришли к  выводу, что использование цветов в литературе является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать внутреннее самоощущение писателя. Цвета по-разному воздействуют на сознание человека. Различным состояниям души человека соответствуют различные цвета.

Под символом в произведении можно понимать  мнoгoзнaчный oбpaз, выpaжaющий кaкиe-либo глyбинныe cмыcлы, пopoй пpoтивoпoлoжныe дpyг дpyгy. Oбpaз cтaнoвятcя cимвoлoм, кoгдa oн пpиoбpeтaeт дoпoлнитeльныe, иcключитeльнo вaжныe знaчeния.

Художественная задача символа в романе заключается в том, что влияя на чувства, воображение, эмоции, пробуждается готовность к восприятию понятия, дается некий намёк на существование у изображаемого сокровенного смысла.

Символ заключает в себе некую тайну, позволяющую лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Одним из популярных литературных приемов в произведении является символика цвета.

Согласно психологам, цвет – это представление жизни человека во всех проявлениях его сознания. Он раскрывает все грани человеческого существования в пределах созидания и разрушения, определяет ментальность живших в прошлом и живущих в современном мире людей, отношение человека к бытию, к самому себе, к окружающим людям и явлениям, которые предстают перед человеком в результате внутренних изменений бытия и его собственного сознания. Цвет – это логика, психология, философия и эстетика существования человека, это внешнее свойство любого явления, которое призывает постичь тайны сознания человека и бытия.

Используя цветовую палитру в своих произведениях писатели и поэты отталкиваются от народной символики цвета. Основными цветами в Древней Руси  были красный, зеленый,  синий, белый и чёрный, реже встречался желтый. Они имели важное и  глубокое значение в жизни каждого, заключённое в природных символах, а также несли в себе как позитивный, так  и негативный смысл.

Анализируя роман «Преступление и наказание»  Ф. М. Достоевского можно сделать вывод о том, что использование определенных цветов в ней играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Автор использует в описании практически всю гамму цветовых обозначений (черный, сиреневый, голубой, синий, коричневый, розовый и т. п.).

Исследователи творчества Достоевского отмечают преобладание в цветовой гамме романа одного цвета – желтого.  Он наполняет Петербург: и через цвет зданий, и через атмосферу жары, духоты, вида знойного, палящего солнца. Он постоянно присутствует в интерьере. Желтый, как яд, пропитывает жителей города, словно заражая их какой-то неведомой болезнью, которая проступает в виде желтого цвета. Желтым был синяк от удара копытом лошади, ставший смертельным для Мармеладова. Каморка Раскольникова с желтыми обоями похожа на гроб.

Т.о.,  желтый – это болезненный цвет, цвет сумасшествия, смерти.

You May Also Like

Сәбіз торты

Сәбіз торты Қажетті өнімдер: – 150 г ұн; – 8 ас қасык,…

Жүйке жүйесінің ауруларындағы емдік дене шынықтыру

ЖүЙКЕ ЖҮЙЕСІНІҢ АУРУЛАРЫНДАҒЫ ЕМДІК ДЕНЕ ШЫНЫҚТЫРУ             Нерв жүйесі организмнің барлық ағзалары…

Картопты салат

Картопты салат Қажетті өнімдер: 4 ас қасық ас сіркесуы, 750 г картоп,…

Көлік құралдары құрылысының негіздері

Айналдыру моментін үйкеліс күшімен, динамикалық күштермен немесе электромагниттік полемен беруді жүзеге асыратын…