Дополненная реальность в образовании
На сегодняшний день происходит бурное развитие информационных и коммуникационных технологий. Технологии представления информации приобретают особое значение в связи с тем, что способствуют модернизации процесса обучения, созданию современных и уникальных уроков.
Технология дополненной реальности находится на том этапе, когда она может быть адаптирована к операционной системе на современном мобильном телефоне. В результате технологические объекты и физический мир создают новые конфигурации дополненной реальности, расширяя стандартные возможности пользователей.
В настоящее время трактовка термина «дополненная реальность» получила более широкие распространение, согласно которому дополненная реальность является особой коммуникативной средой, в которой созданы возможности для получения дополненной информации или дополнительного действия за счет размещения в реальной среде выходов к виртуальным возможностям.
Главной задачей дополненной реальности является увеличение возможностей пользователей, т.е. обеспечения их взаимодействия с окружающим миром на совершенно ином уровне.
Дополненная реальность, сокращенно AR, представляет собой совмещение реального мира и дополнительных данных, «вмонтированных» в поле восприятия. Усиление воздействия среды происходит через визуальные, слуховые, осязательные, соматосенсорные и обонятельные рецепторы. Например, мы находимся в историческом центре города, направляем камеру смартфона на достопримечательность, и на экране видим, как здание выглядело 100 лет назад, а через динамик слышим шум улицы прошлого. Так мы окунаемся в дополненную реальность.
Дополненная реальность позволяет добавлять виртуальные объекты в реальный мир и взаимодействовать с ними. Реализация технологии возможна на мощных смартфонах, планшетах и специальных очках дополненной реальности, при этом объем рынка оценивается сотнями миллионов пользователей.
Характеристики AR-системы:
Совмещение реального и виртуального.
Взаимодействие в реальном времени.
Расположение в трехмерном пространстве. AR строится на основе координат пользователя или маркера.
Маркер — это объект в пространстве, считываемый специальным программным обеспечением для отрисовки на его месте виртуального объекта. Часто в качестве маркера используется простая одноцветная картинка.
AR-система открывает широкие возможности в преподавании любых предметов. Представьте, как «оживают» иллюстрации на бумажных страницах учебника по истории или как превращается в виртуальную игру дидактический материал по анатомии. Сегодня существуют различные библиотеки AR с открытым API для мобильных разработчиков, системы и программы для трехмерного моделирования.
Несмотря на то, что дополненная реальность является весьма новой технологией, которая уже получила достаточно широкое применение в самых различных областях: медицине, автомобильной промышленности, игровой индустрии, образовании.
В работе Н.В. Кудимовой и О.Г. Петровой описан опыт разработки и применения приложения дополненной реальности RealEye, созданного для визуализации учебного материала при изучении темы «Архитектура компьютера» в школьном курсе информатики и ИКТ. Такая демонстрация может быть использована как непосредственно самим учителем, таки индивидуально каждым учеником на своих рабочих местах. Анализ проводимых исследований позволяет сделать вывод о том, что интеграция технологий дополненной реальности в отечественную образовательную практику затрудняется следящими факторами:
− большинство разрабатываемых приложений дополненной реальности носят игровой или развлекательный характер;
− разработка авторских приложений дополненной реальности требует высокого уровня владения языками программирования и опытом построения трёхмерных моделей;
− разнообразие разрабатываемых приложений дополненной реальности затрудняет формирование универсального инструмента для считывания информации с разных маркеров;
− успех распознавания маркеров и, следовательно, полнота использования приложения зависит от многих внешних факторов, а также от устройства, применяемого пользователем;
− массовое использование дополненной реальности требует значительных ресурсов и специальной подготовки педагогов;
− большинство приложений дополненной реальности визуализируют учебную информацию и не предполагают активного взаимодействия с обучающихся.
Наиболее качественные приложения дополненной реальности, используемые в процессе обучения, могут стать рекламными и имиджевыми. С этой целью к существующим информационным технологиям и образовательным ресурсам присоединится и технология дополненной реальности, включающая:
учебники с технологией дополненной реальности;
развивающие игры; обучающие приложения;
визуальное моделирование объектов; различные приложения для тренировки навыков и другие.
Исследователи подчеркивают положительное влияние опыта дополненной реальности на учащихся по сравнению с теми, кто не использует эту технологию:
Повышенное понимание контента;
Изучение пространственной структуры и функции;
Изучение языковых ассоциаций;
Долгосрочное сохранение памяти;
Повышение производительности физических задач;
Эффективная совместная работа;
Повышенная мотивация обучающихся.
Исследователи также говорят о нескольких недостатках обучения, связанных с дополненной реальностью, которые можно успешно избежать:
Отсутствие туннелирования, т.е. сохранения конфиденциальной информации;
Трудности использования сайта;
Неэффективная интеграция детей в классе;
Различия между индивидуальными способностями учеников.
Идеи для применения
Представлены некоторые идеи того, как могут быть использованы возможности технологий AR в сфере образования.
Визуализация алгебраических поверхностей, как второго, так и более высоких порядков. Обучаемый получит возможность качественно изучить поверхность как реальный объект перед собой, а не на экране компьютера и, тем более, книги, а также изменять параметры в реальном времени и видеть результат. Все это должно способствовать лучшему пониманию структуры уравнений и трехмерной формы поверхностей.
Интересным видится визуализация фазовых диаграмм, в частности pvt-диаграммы воды. На диаграмме возможно отображение физических процессов: изобарного, изохорного, изотермического, адиабатного и политропных процессов. Студент будет видеть полную картину процесса, а не проекции на определенные плоскости, интерактивно менять точки начала и окончания процесса, видеть дополнительную информацию о процессе.
В химии отображение атомных орбиталей поможет лучше понять и запомнить их строение. Визуализация строения молекул, позволяет увидеть различные химические связи в пространстве.
Актуальность применения рассматриваемых технологий в обучении связана с тем, что они позволяют повысить эффективность этого процесса, при этом обеспечив удобство и доступность практически для каждого. Кроме того, они позволяют легко организовать удаленный урок или проверку знаний. Еще один немаловажный факт состоит в том, что тенденцией последних десятилетий является постоянное усложнение различных технических систем и, как следствие, увеличение времени и повышение требований к уровню подготовки специалистов для работы с ними. При этом использование в обучении реальных производственных систем зачастую дорого и может нести высокую степень опасности для жизни. Одним из способов совершенствования технологий инженерного образования является применение систем виртуальной и дополненной реальности, 3D электронных обучающих систем. Это позволит существенно сократить время подготовки, повысить качество обучения и усилить практическую направленность учебного процесса. Однако такие обучающие средства обучения также являются сложными системами, разработчики которых должны иметь специальную подготовку и обладать компетенциями в различных технических и гуманитарных областях.
Перспективность и темпы внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности свидетельствуют о том, что средства обучения, разработанные на их основе, станут неотъемлемой частью обучения на всех уровнях образования, а их роль значительно возрастет как в рамках традиционной очной подготовки, так и в рамках электронного образования.
Однако на данный момент какой-либо единой методологии применения технологии дополненной реальности в образовательной среде нет. Нет пока и собственно приложений, несмотря на то, что дополненная реальность – это реальный путь продвижения вперед не только потому, что мы живем в век информационных технологий, а потому, что дополненная реальность, как для учащегося, так и для обычного человека – это наиболее результативный способ познания окружающей нас предметной среды и пространства.
1 comment
Wow, fantastic blog format! How lengthy have you ever been running a blog for?
you made running a blog look easy. The overall look of your site is great,
as neatly as the content! You can see similar here e-commerce