Паспорт проекта

Наименование проекта Внеклассная информационно-познавательная деятельность школьников
Основной разработчик  проекта
Консультанты проекта
Цель проекта, основные целевые показатели ·       Формирование активной  научно-исследовательких навыков у учащихся.

·       Повысить количество употребляемого молока насалением Казахстана.

·       Употребление качественного молока.

 

Ожидаемые конечные результаты выполнения проекта ·       Реализация творческого и интеллектуального потенциала учащихся;

 

·       Повышение интереса к наукам естественного цикла;

 

·       Умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;

 

·       Самообразование, утверждение в коллективе;

 

·       Получение навыков в оформлении  научных разработок, составление презентаций

Сроки выполнения проекта Проект реализуется в период 2019-2021 гг

Теоретическая часть сентябрь-октябрь 2019г

Диагностика  октябрь 2019г

Практическая часть  ноябрь  2020г

Обработка результатов  ноябрь2020г

Материально- -технические ресурсы, необходимые на выполнение проекта ·       Школьный кабинет химии с выходом в интернет.

·       Школьная лаборатория  кабинета  химии.

·       Книжный фонд школьной библиотеки.

Содержание

Введение.          … ……………………………………………………………………………….1

  1. Актуальность исследования. ………………………………………………………….2
    • Цель исследования………………………………………………………………………..3
    • Задачи исследования……………………………………………………………………..3
    • Методы исследования……………………………………………………………………3
  2. Теоретическая часть……………………………………………………………………….3
    • Пищевая ценность молока …………………………………………………………….3

/сравнительная характеристика молока

от различных животных/.

  • Химический состав молока……………………………………………………………..5
  • Физические свойства молока…………………………………………………………..6
  • Требования, предъявляемые к качеству молока……………………………….7
  1. Исследовательская часть…………………………………………………………………8
    • Проведение анкетирования среди учащихся

—класса…………………………………………………………………………………..8

  1. Практическая часть………………………………………………………………………..10
    • Органолептическая оценка качества молока…………………………………..10
    • Определение натуральности молока………………………………………………13
    • Определение жира в молоке……………………………………………………………15
    • Обнаружение белка в молоке………………………………………………………….15
  2. Результаты исследования………………………………………………………………..17
  3. Дневник наблюдения …………………………………………………………………….19
  4. Список использованной литературы……………………………………………….20

Аннотация

Тема проекта: «Влияние качества молока на организм человека»

Актуальность исследования заключается в следующем: сегодня Казахстан, по разным оценкам экспертов, потребляет значительно меньше молока, чем развитые страны, тогда как для здоровья этот продукт необходим человеку на протяжении всей жизни. Среднедушевое потребление молочных изделий:

Казахстан 260 кг
Россия 421 кг
Беларусь 701 кг
Германия 430 кг
Франция 430 кг
Швейцария 340 кг
Финляндия 350 кг

Пословам президента Казахстанской ассоциации врачей по остеопорозу, кандидата медицинских наук Гульжан Габдулиной, неоправданное ограничение молока в пище является фактором риска развития остеопороза. На сегодня в Казахстане этому заболеванию подвержена почти половина населения.  Казахской академией питания исходя из концепции обеспечения энергетической ценности и потребления основных пищевых веществ на физиологическом уровне. Поэтому продукты питания, формирующие продовольственную корзину, обеспечивают необходимое количество основных пищевых веществ. Обязательным и незаменимым продуктом питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питание детей всех возрастных групп.

Мы попытались в условиях школьной лаборатории, выявить качество молока, который поступает в магазины села Мерке.

Проблема:  заключается в том, что следует употреблять молоко соответствующего качества.

Гипотеза:  качественное молоко полезно для здоровья.

Цель работы: исследовать  качество молока, которые поступают в магазины  села Мерке.

Задачи работы:

  • Изучить литературу по этой теме.
  • Изучить химический состав молока.
  • Определить значимость молока для организма.
  • Исследовать состав и качество молока.

Методы исследования:

  • Изучение литературных источников.
  • Проведение экспериментов.
  • Анализ экспериментов.

Түсініктеме

Жобаның тақырыбы: «Адам ағзасына сүт сапасын әсері»

Төмендегідей зерттеу өзектілігі болып табылады: денсаулық өмір бойы адамға бұл өнімді қажет, ал Қазақстан бүгін түрлі сараптамалық бағалаулар бойынша, дамыған елдерге қарағанда айтарлықтай аз сүт тұтынады. Сүт өнімдерін жан басына шаққандағы тұтыну:

Қазақстан  – 260 кг

Ресей –  421 кг

Беларусь  – 701 кг

Германия – -430 кг

Франция – 430 кг

Швейцария – 340 кг

Финляндия – 350 кг

Дәрігерлер Қазақстандық Ассоциациясының президенті Гүлжан Ғабдуллина айтуы бойынша  сүт және сүт тағамдарын негізсіз шектелуі остеопорозға  тәуекел факторы болып табылады.

Бүгінгі таңда Қазақстанда бұл ауру жартысына жуығы халық жатады. Физиологиялық деңгейде негізгі қоректік заттар энергиясы құнын және тұтыну қамтамасыз ету тұжырымдамасына негізделген Қазақ тағамтану академиясы.

Сондықтан, азық-түлік себетін қалыптастыру өнімдері, негізгі қоректік заттардың қажетті көлемін қамтамасыз етеді. Міндетті және қажетті азық-түлік өнімдерімен сүт болып табылады. Бұл олардың химиялық құрамы болып табылады және биологиялық қасиеттері барлық жас топтарының балалары қоректік мәртебесі пайдаланылатын жануарлардан алынатын өнімдер арасында ерекше орынға ие.

Біз мектептік зертхананың көлемінде ауыл дүкендерінде  сатылып жатқан сүт сапасын анықтадық .

Гипотеза: сапалы сүт денсаулығы үшін жақсы

Мақсаты: ауыл стандарттарын дүкендер келетін  сүт сапасын зерттеу.

Жұмыстың мақсаты мен міндеттері:

  • Осы тақырып бойынша әдебиеттерді зерттеу.
  • Сүт химиялық құрамын зерттеу.
  • Денеге арналған сүт маңыздылығын анықтау.
  • Сүт құрамы мен сапасын зерттеу.

Зерттеу әдістері:

  • Әдебиеттерді зерттеу.
  • Эксперименттерді жүргізу.
  • Эксперименттерді талдау.

Abstract

Project Title: «The impact of the quality of milk on the human body»

Relevance of the study is as follows: Kazakhstan today, according to various expert estimates, consumes significantly less milk than developed countries, while the health needs this product a person throughout life. Per capita consumption of dairy products:

Kazakhstan  – 260 kg

Russian  – 421 kg

Belarus- – 701 kg

Germany  – 430 kg

France-  430 kg

Switzerland – 340 kg

Finland-  350 kg

Poslovam President of Kazakhstan Association of Physicians on osteoporosis, PhD Gulzhan Gabdulina unjustified restriction of milk in the diet is a risk factor for osteoporosis. Today in Kazakhstan this disease is subject to almost half the population. Kazakh Academy of Nutrition based on the concept of providing the energy value and consumption of basic nutrients at the physiological level. Therefore, foods that form the food basket, provide the required amount of basic nutrients. Mandatory and indispensable staple food is milk. It is in their chemical composition and biological properties occupies a unique place among the products of animal origin used in the nutritional status of children of all age groups.

We have tried in a school laboratory, to identify the quality of milk, which enters the village shops standards.

Problem lies in the fact that it is necessary to use milk of appropriate quality.

Hypothesis: quality milk is good for health.

Objective: To investigate the quality of the milk, which comes in the shops of the village standards.

Objectives of the work:

  • To study the literature on this topic.
  • To study the chemical composition of milk.
  • Identify the importance of milk for the body.
  • To investigate the composition and quality of milk.

Research methods:

  • The study of literature.
  • Conducting experiments.
  • Analysis of Experiments.

Отзыв о научном проекте 

Целью государственной программы Казахстана «Здоровье народа» является улучшение состояния здоровья населения Казахстана. ЦЕЛЬ: Развитие качественного и доступного здравоохранения и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет в 2025 году. Программа призвана объединить усилия и опыт отечественных переработчиков, а также представителей сферы здравоохранения и питания для реализации задачи существенного роста потребления здорового молока в стране. Поэтому продукты питания, формирующие продовольственную корзину, обеспечивают необходимое количество основных пищевых веществ. Обязательным и незаменимым продуктом питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питание детей всех возрастных групп.

Теоретический материал достаточно хорошо продуман, не содержит излишеств, красочно и насыщенно оформлен. В работе использовано большое количество дополнительных источников литературы, по мимо основного учебника по химии и биологии. В практической части приведены результаты работы, они представлены в виде демонстрации опытов и выводов по работе. Приведена методика работы, она достаточно полная и содержательная, указаны цель и ход работы.  В работе есть заключение и вывод, их содержание соответствует предъявляемым к нему требованиям.

Список литературы вполне соответствует требованиям: он приведен в алфавитном порядке, пронумерован.

Желательная отметка по предварительной работе:

Теоретическая часть – 5 /отлично/

Введение

          Молоко – это первое, что человек пробует на вкус. Подрастая, ребенок привыкает к другим продуктам и вполне может от него отказаться, как это делают детеныши всех млекопитающих. Однако у человека более сложное отношение к молоку. Многие народы совсем не знают молоко животных: оно не знакомо ни жителям Индокитая, ни чернокожим обитателям Африки, ни индейцам и эскимосам – коренному населению Америки.  В то же время там, где в древности научились доить животных, практически не мыслят кухню без молока, ведь в нем есть всё, что необходимо человеку для нормального роста и развития.

Люди   доят коров и кобылиц, коз иовец, верблюдиц и олених, буйволиц , самок яков и зебу.

В молоке есть всё, что нужно человеку для нормального роста и развития: вода (87,2%), жиры, белки (казеин, альбумин, глобулин), витамины и минеральные вещества (важнейшие из них – кальций и фосфор, необходимые для формирования, развития и восстановления костной ткани).
Наиболее полезно, конечно, парное молоко, ещё не остывшее после дойки. Однако сохранить его непросто. Молоко можно вскипятить, однако почти все полезные вещества при кипячении исчезают, да и хранится оно не так уж и долго.

Авиценна в своем труде «Канон врачебной науки» пишет о молоке:

  • «Женское молоко, закапанное в глаз, успокаивает боль.
  • Лучшим молоком является молоко, которое пьют из груди.
  • Чтобы молоко лучше переваривалось, его надо пить с медом.
  • Молоко с сахаром улучшает цвет лица и делает фигуру более тучной.
  • Женское молоко, закапанное в ухо, успокаивает боль и рассасывает воспаление.
  • Молоко не подходит людям, страдающим головными болями, головокружением и звоном в ушах.
  • Молоко, козы и овцы помогает при кашле и кровохарканье.
  • Женское молоко помогает, если им полоскать горло при ангинах.
  • Частое и обильное питье молока вызывает куриную слепоту и ослабление зрения.
  • Молоко с медом применяют при язвах кишечника.
  • Сыворотка из-под творога полезна от желтухи.
  • Березовый сок с молоком рекомендуется пить людям, склонным к простуде.
  • Любая сыворотка разжижает мокроту, если ее пить в горячем виде.
  • Козье молоко полезно при язвах мочевого пузыря.
  • При начинающемся воспалении легкихполезно пить горячее молоко с каплей скипидара (1 капля на 200 мл).
  • Парное молоко, ежедневно принимаемое в пищу излечивает одышку.
  1. Актуальность исследования

Молочный союз Казахстана объявило о запуске программы «Здоровое молоко».

Программа призвана объединить усилия и опыт отечественных переработчиков, а также представителей сферы здравоохранения и питания для реализации задачи существенного роста потребления здорового молока в стране.

Недавно, после объединения всех заинтересованных сторон, было принято решение о создании Экспертного совета при Молочном союзе РК с целью квалифицированной оценки текущей ситуации с потреблением молока в стране.

Последующие шаги программы «Здоровое молоко» будут направлены на позитивные изменения в жизни и здоровье казахстанцев через внесение предложений по качественному сбору молока от частных сельских подворий и его правильной обработке, дальнейшее совершенствование технического регламента, а также полноценное и своевременное информирование населения о пользе молока.

Молочный союз намерен обратиться к соответствующим государственным структурам с тем, чтобы, получив их одобрение и поддержку, программа со временем приобрела статус государственной.

Сегодня Казахстан, по разным оценкам экспертов, потребляет значительно меньше молока, чем развитые страны, тогда как для здоровья этот продукт необходим человеку на протяжении всей жизни. Среднедушевое потребление молочных изделий:

Казахстан 260 кг
Россия 421 кг
Беларусь 701 кг
Германия 430 кг
Франция 430 кг
Швейцария 340 кг
Финляндия 350 кг

Пословам президента Казахстанской ассоциации врачей по остеопорозу, кандидата медицинских наук Гульжан Габдулиной, неоправданное ограничение молока в пище является фактором риска развития остеопороза. На сегодня в Казахстане этому заболеванию подвержена почти половина населения.

Казахской академией питания исходя из концепции обеспечения энергетической ценности и потребления основных пищевых веществ на физиологическом уровне. Поэтому продукты питания, формирующие продовольственную корзину, обеспечивают необходимое количество основных пищевых веществ. Обязательным и незаменимым продуктом питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питание детей всех возрастных групп.

Проблема:  заключается в том, что следует употреблять молоко соответствующего качества.

Гипотеза:  качественное молоко полезно для здоровья.

Цель работы: исследовать  качество молока, которые поступают в магазины  села Мерке.

Задачи работы:

  • Изучить литературу по этой теме.
  • Изучить химический состав молока.
  • Определить значимость молока для организма.
  • Исследовать состав и качество молока.

Методы исследования:

  • Изучение литературных источников.
  • Проведение экспериментов.
  • Анализ экспериментов.
  1. Теоретическая часть.
    • Пищевая ценность молока

Молоко — полноценный продукт питания. По словам лауреата Нобелевской премии академика И.П. Павлова, «между сортами человеческой еды в исключительном положении находится молоко как пища, приготовленная самой природой». Легкая усвояемость — одно из наиболее важных свойств молока как продукта питания. Более того, молоко стимулирует усвоение питательных веществ других пищевых продуктов. Ежегодно в мире пьют более 500 млн л молока, потребление которого вносит разнообразие в питание, улучшает вкус других продуктов. Молоко обладает лечебно-профилактическими свойствами. Основное значение молока в природе заключается в обеспечении питанием рожденного молодого организма.

Пищевая и биологическая ценность молока и молочных продуктов выше, чем у других продуктов, встречающихся в природе. В молоке содержится более 120 различных компонентов, в том числе 20 аминокислот, 64 жирные кислоты, 40 минеральных веществ, 23 витаминов, десятки ферментов, 30 макро- и микроэлементов и т.д.

При употреблении 1 л молока удовлетворяется суточная потребность взрослого человека в жире, кальции, фосфоре, на 53 % — потребность в белке, на 35 % — в витаминах А, С и тиамине, на 26 % — в энергии. Энергетическая ценность 1 л сырого молока составляет около 65 ккал.

Самая важная задача производителей — сохранить природные свойства молока и донести их без изменения (насколько это возможно) до человека.

Молоко отвечает в первую очередь потребностям растущего организма, оно способно удовлетворять организм ребенка в дефицитных аминокислотах: триптофане, лизине, метионине и гистидине. Благодаря химической структуре жира, специфическим качествам белков молоко наиболее приемлемо для переработки еще несовершенным пищеварительным трактом новорожденного. Так, для переваривания молока требуется в 3-4 раза меньше пищеварительной энергии, чем для переваривания белков хлеба, и самое малое количество панкреатического сока.

Высокая питательная ценность молока обусловлена оптимальным содержанием в нем необходимых витаминов, а также благоприятным, почти идеальным соотношением их, при котором эти вещества в основном полностью усваиваются. В организме человека белки молока играют роль пластического материала, необходимого для построения новых клеток и тканей, образования биологически активных веществ, ферментов и гормонов. Степень чистой утилизации молочного белка в организме человека составляет 75%. Высокая биологическая ценность белков молока обусловлена составом, сбалансированностью незаменимых аминокислот, их хорошей перевариваемостью и усвояемостью в живом организме.

 Из 18 аминокислот молока 8 относится к незаменимым, т. е. к кислотам, не синтезируемым в организме, но без которых не могут быть построены молекулы белков. Такие незаменимые аминокислоты, как триптофан, метионин, изолейцин, лейцин, фенилаланин и валин, содержатся в белке молока в значительно больших количествах, чем в белках растительных продуктов, мяса и рыбы.

Кобылье молоко – продукт, являющийся традиционным для восточных стран в том числе и в Казахстане. Традиционно из кобыльего молока готовят кумыс, который является диетическим и лечебным продуктом. Самым главным поставщиком кобыльего молока на сегодняшний день является Австрия.

В Китае молоко кобылиц считалось целебным продуктом еще 3000 лет назад. Русский врач А.А. Остроумов считал, что кобылье молоко усваивается даже лучше, чем женское. Именно поэтому кобылье молоко до сих пор применяется при изготовлении детских молочных смесей. Кобылье молоко легко усваивается и обладает большой биологической ценностью, поэтому оно используется в качестве заменителя женского молока при грудном вскармливании. Кумыс, приготавливаемый из кобыльего молока, обладает лечебно-профилактическими свойствами и является диетическим продуктом. Существует производство кобыльего молока в капсулах для длительного хранения.

Между тем, кумыс становится настолько популярным напитком в мире, что его рецепт уже запатентован в … Германии. Казахстанским производителям теперь остается только качеством и количеством завоевывать мировой рынок.

2.2  Химический состав молока.

Химический состав  коровьего молока характеризуется следующими данными ( в %):

Вещества Содержание , %
Вода 88
Сухие вещества 12
В том числе:
Жир 3,5-3,8
Белок 3,2
Лактоза 4,9
Минеральные вещества 0,8

Белки молока более полноценны, чем белки мяса и рыбы, и быстрее перевариваются. Белок необходим для образования новых клеток в организме человека. Белки молока состоят из трех компонентов: казеина, альбумина и глобулина, которые в сыром молоке находятся в растворенном состоянии.

Все белки молока относятся к группе полноценных, т.е. таких, которые содержат в своем составе все 20 аминокислот. В их числе – 8 незаменимых аминокислот, которые не могут синтезироваться в организме человека и должны поступать с пищей. Отсутствие хотя бы одной из них влечет за собой нарушение обмена веществ. Среди незаменимых аминокислот особенно важны три: метионин, лизин и триптофан.

  • Метионин- регулирует жировой обмен и предотвращает ожирение печени.
  • Лизин- тесно связан с кроветворением. Недостаток его в пище приводит к тому, что нарушается кровообразование, уменьшается число красных кровяных телец – эритроцитов, уменьшается количество гемоглобина. При недостатке в пище лизина нарушается обмен азота, отмечается истощение мышц, нарушается кальцификация костей и возникает ряд изменений в печени и легких.
  • Триптофан- необходим для синтеза некоторых важных соединений (никотиновая кислота, серотонин). Нарушения его обмена могут приводить к слабоумию. Кроме того, нарушения обмена триптофана могут служит показателем таких заболеваний, как туберкулез, рак, диабет.

В состав минеральных веществ молока входит очень много элементов периодической системы Менделеева. В нем содержатся соли кальция, калия, натрия, магния, железа, лимонной, фосфорной, соляной и других кислот.. В молоке содержатся в незначительных количествах микроэлементы: кобальт, медь, цинк, марганец, фтор, бром, йод, мышьяк, кремний, бор, ванадий и др. Микроэлементы необходимы для восстановления крови, лимфы, желудочного и кишечного сока, пота, слюны, слез и т.д. Без их участия была бы невозможна деятельность таких важных желез внутренней секреции, как щитовидная, половые и др. Установлено, например, что медь необходима для образования гемоглобина, кобальт входит в состав витамина В12, цинк принимает участие в процессах размножения, марганец – в окислительно-восстановительных процессах и образовании витаминов С, В и D. Недостаток лития в организме ведет к психическим заболеваниям, фтор предупреждает кариес зубов. Отсутствие ванадия замедляет рост. Недостаток в пище йода вызывает тяжелое заболевание щитовидной железы. Минеральные соли поддерживают кислотно-щелочное равновесие в организме.

Лактоза, или молочный сахар, расщепляется под действием фермента лактазы на глюкозу и галактозу. Лактоза является стимулятором нервной системы и профилактическим средством при сердечно-сосудистых заболеваниях. Нарушение синтеза лактазы является причиной врожденной непереносимости молока у новорожденных. У некоторых взрослых людей активность лактазы может снизиться, и тогда молочные продукты также будут плохо переноситься. Причиной этого является заболевание пищеварительного тракта или длительное воздержание от употребления молока.

Молочный жир – богатый источник энергии для организма. Жир легко усваивается. Он находится в молоке в виде мельчайших жировых шариков. Молочный жир – самый полноценный: в его состав входят все известные в настоящее время жирные кислоты, в том числе и незаменимые, которые не синтезируются организмом, а должны поступать с пищей. Молочный жир богат витаминами A, D, Е и К, которые почти отсутствуют в других животных жирах.

2.3 Физические свойства молока.

Плотность. 

          Плотность — это отношение массы вещества к занимаемому им объему. Плотность молока зависит от плотности его компонентов и изменяется от 1015 до 1033 кг/м3.

Белки, углеводы, минеральные вещества повышают, а жир понижает плотность молока.

Плотность обезжиренного молока выше плотности цельного молока и равна 1033–1038 кг/м3. Повышение плотности молока выше 1030 кг/м3 при низкой жирности говорит о фальсификации — поднятии сливок или добавлении обезжиренного молока.

При добавлении к молоку воды его плотность уменьшается (и будет, как правило, ниже 1027 кг/м3). Каждые 10 % добавленной к молоку воды снижают его плотность на 3 кг/м3.

Поверхностное натяжение. Поверхностное натяжение возникает в жидкостях на поверхности раздела фаз, например на границе жидкость — воздух. Поверхностное натяжение молока значительно меньше, чем воды. Это объясняется наличием в молоке таких поверхностно-активных веществ, как белки и фосфолипиды.

Тепловые свойства молока. Они характеризуются теплопроводностью, теплоемкостью и температуропроводностью.

Антибактериальные свойства молока

Антибактериальные, или бактерицидные, свойства молока обусловлены наличием антител и веществ, образующихся в организме животного и поступающих из крови и клеток молочной железы в молоко. К антителам относятся антитоксины, агглютинины, бактериолизины и другие антимикробные вещества, а к веществам, обладающим бактерицидными свойствами, — иммуноглобулины, лизоцим, некоторые ферменты (пероксидаза и др.) и лейкоциты. Количество бактерицидных веществ в молоке определяется физиологическим состоянием животных и лактационным периодом. Период, в течение которого бактерии, попавшие в молоко, не размножаются, называется бактерицидной фазой. Длительность бактерицидной фазы зависит от бактериального обсеменения молока, режимов охлаждения и хранения.

      2.4 Требования предъявляемые к качеству молока.

Наименование показателей Нормы для молока
ГОСТ 13264-70*
I сорта II сорта несортового
Кислотность в градусах Тернера 16-18 16-20 не выше 21
Степень чистоты по эталону не ниже группы I II III
Бактериальная обсемененность I* II** III***
Содержание соматических клеток не более тыс./см3
Вкус Свойственно для молока без посторонних запахов и примесей

Примечание: * – Молоко удовлетворяющее требованиям первого сорта и сдаваемое при температуре не выше 10°С,

Таблица №2. Органолептические показатели молока (ГОСТ Р 52054-2003)

Показатель  Нормы для молока сорта
высшего I II несортового
Консистенция Однородная жидкость без осадка и хлопьев. Замораживание не допус­кается Наличие хлопьев белка, механических примесей
Вкус и запах \Чистый, без посторонних запахов и привкусов, не свойственных свежему натуральному молоку Выраженный кормовой привкус и запах
Допускается в зимне-весенний период, слабо выраженный кормовой привкус и запах
Цвет От белого до светло-кремового Кремовый, от светло- серого до серого

Таблица №3. Физико-химические показатели молока

Показатель Нормы для молока сорта
высшего I II несортового
Кислотность, °Т от 16 до 18 от 16 до 20,99 от 15,99 или более 21,00
Группа чистоты, не ниже I II III
Температура замерзания, °С* Не выше минус 0,520 Выше минус 0,520

Примечание: * может использоваться в замен определения плотности молока.

  1. Исследовательская часть.

3.1Проведение анкетирования среди учащихся—класса.

Одной из задач исследования , стоящей перед нами, было анкетирование учащихся 8 «В» класса  школы «Молоко в моей жизни».  Мы решили выяснить, как мои одноклассники относятся к молоку, что знают о его пользе. Для этого составили анкету «Молоко в моей жизни»  из 6 вопросов и получили такие результаты:

Всего было опрошено 23 учащихся.

  1. Любите ли вы молоко? Почему?
   – нет – 5  учащихся

– не нравится – 3

– не хочется – 2

 

 

Да – 18учащихся

– вкусное – 7

– полезное – 6

– укрепляет кости – 5

  1. Как часто вы употребляете молоко?

– каждый день 6

– 1-2 раза в неделю 12

– редко 5

  1. Есть ли в домашнем хозяйстве корова?

Да –10

Нет –8

Есть у бабушки -5 

  1. 4. Как вы думаете, почему надо пить молоко?

-полезное-7

– содержит витамины  3

– чтобы быть здоровым –  10

– укрепляет кости -1

– много кальция -2 

5.Какие молочные продукты вы знаете?

Йогурт -2

Сыр -5

Творог -10

Сгущенное молоко -6

 

  1. Молоко каких производителей вы покупаете?

Домашнее /на базаре/-8

«Шадринское» – 2

«Милоко» -1

«МОЕ» – 8

«Айналайын»-4

Результат анкетирования.

  1. Проведённое нами анкетирование показало, что основная масса моих одноклассников положительно относятся к молоку 18 ученика и лишь 5 отрицательно.
  2. Основная масса ребят 12 учащихся употребляют молоко 1-2 раза в неделю, каждый день употребляют 6 учащихся.
  3. В силу того, что мы живем в сельской местности у большинства ребят /у 10 ребят/ есть в хозяйстве корова или / у 5 ребят/ есть корова у бабушки.
  4. О пользе молока знают 10 ребят о том, что оно укрепляет здоровье, 2 ребят, что содержит витамины.
  5. 43% опрошенных ребят знают о пользе молочного продукта – творог; 26% –  знают или  скорее любят сгущенное молоко с сахаром.
  6. В равных  соотношениях / по 8 /ребята моего класса покупают дома –  молоко домашнее или покупают  это молоко на базаре и молоко в пакетиках  «МОЕ»

Вывод: большая часть опрошенных мало знают, что молоко является ценным продуктом, необходимым для полноценного роста детского организма.

Получив такие данные, мы решили исследовать молоко, определив, чем же оно полезно, что содержится в молоке, которое употребляют в школе, для того, чтобы потом разъяснить учащимся информацию о пользе. Мы исследовали 4 вида молока:

  1. «Лужайкино»
  2. «МОЕ».
  3. Домашнее кипяченное молоко
  4. «Шадринское»
  • . Практическая часть.

4.1  Органолептическая оценка молока.

Органолептические показатели – это внешний вид, цвет, запах, консистенция, вкус. Определяются показатели органами чувств.Для анализа взяли пробы 4 видов молока.

Практическая работа №1

  • Определение внешнего вида молока

Внешний вид молока оценивается при его осмотре в стеклянном сосуде. Отмечается

Однородность, осадок, загрязнения, примеси. Для анализа взяли пробы 4 видов молока:

  1. Образец молока №1 «Лужайкино».
  2. Образец молока №2 «МОЕ»
  3. Образец молока №3 «Домашнее, кипяченое»
  4. Образец молока №4 «Шадринское».

Ход работы:

1.Налили молоко в стеклянный стакан до середины объёма.

2.Внимательно рассмотрели, есть ли в нем примеси, загрязнения, отметили однородность.

3.Дали молоку отстояться в течение 3-5 минут, отметили наличие осадка.

Вывод: все образцы молока однородной консистенции, без осадка; молоко «Шадринское» имеет более густую консистенцию.

  • Определение цвета молока

Цвет молока бывает белый, слегка желтоватый, кремовый, с синеватым оттенком.

Ход работы:

1.Налили в стеклянный стакан молоко.

2.Поднесли к стакану белый лист и сравнили цвета.

Вывод: образцы «Лужайкино», «МОЕ», «Домашнее, кипяченное» молоко имеют белый цвет; молоко «шадринское» более выраженным с кремовым оттенком.

  • Определение консистенции молока

Консистенция определяется по следу, оставшемуся на стенках сосуда после его взбалтывания. При нормальной консистенции после стекания молока со стенок остается равномерный белый след.

Ход работы:

1.Налили молоко в пробирку до середины объёма.

2.Закрыли крышкой и слегка встряхнули, чтобы намокли стенки.

3.Дали молоку стечь и в течение 1-2 минут оценили результат.

  1. Образец молока №1 «Лужайкино». – Оставляет равномерный след.
  2. Образец молока №2 «МОЕ» – оставляет не очень равномерный след.
  3. Образец молока №3 «Домашнее, кипяченное»- оставляет равномерный след.
  4. Образец молока №4 «Шадринское». – равномерно матовый след.

Вывод: молоко «Лужайкино», «Домашнее, кипяченное» имеют равномерный след.

Неравномерный след  молока «МОЕ»; молоко «Шадринское» оставляет равномерно- матовый след – это объсняется тем, что это молоко концентрированное.

  • Определение вкуса молока

Молоко должно быть комнатной температуры. Полость рта ополаскивается небольшим количеством молока. Вкус доброкачественного молока слегка сладковатый. Со временем появляется недостаточно выраженный вкус, пустой, кормовой, хлебный, кисловатый.

Ход работы:

1.Налили в стакан молоко.

2.Налили немного молока в рот, стараясь распределить его по всей поверхности ротовой

полости, и держали его некоторое время.

3.После каждой пробы молока прополаскивали рот водой и делали небольшие перерывы.

Вывод:

  1. Образец молока №1 «Лужайкино». – имеет слегка сладковатый   вкус.
  2. Образец молока №2 «МОЕ» – ярко выраженного сладковотого вкуса не имеет.
  3. Образец молока №3 «Домашнее, кипяченное»- имеет сладковатый   вкус., характерный молоку.
  4. Образец молока №4 «Шадринское». – имеет солоновато-сладковатый вкус так, как концентрированный..
  • Определение запаха молока

Свежее молоко имеет слабый специфический запах. Чем может пахнуть молоко? Запах

может быть слабо ощутим, кормовой, затхлый, прогорклый, окисленный, плесневелый.

Ход работы:

1.Налили в пробирку молока чуть больше половины, закрыли пробкой, взболтали.

2.Затем открыли пробирку и сразу понюхали. Запах определяли многократными короткими вдыханиями.

Вывод: 

  1. Образец молока №1 «Лужайкино». – имеет слабый специфический запах.
  2. Образец молока №2 «МОЕ» – имеет слабый специфический запах.
  3. Образец молока №3 «Домашнее, кипяченное»- имеет специфический запах, характерный молоку.
  4. Образец молока №4 «Шадринское». – имеет спечифический запах топленого молока.
  • Определение степени чистоты

В молоко при его получении, транспортировке, хранении могут попасть различные загрязнения. Загрязнённое молоко быстро портится. Для определения в молоке механических примесей (чистоты) нужно пропустить молоко через фильтр. Загрязнённость ватного кружка (фильтра): молоко оставляет на фильтре следы грязи; сероватый осадок; механические примеси, цвет фильтра грязно-серый.

Ход работы:

1.В воронку поместили фильтр, опустили воронку в стакан для сбора молока.

2.Постепенно наливали молоко, начиная фильтровать.

  1. После того, как молоко профильтровалось, фильтр положили на лист бумаги для просушки. Оценили результат.

Вывод: молоко всех производителей не оставило на фильтре следов грязи.

4.2 Определение натуральности молока

Порой бесчестные производители подмешивают в молоко крахмал, соду. Все это делается для предохранения от быстрого скисания.

Практическая работа №2

  • Определение в молоке крахмала

Также крахмал и муку добавляют в молоко, чтобы придать ему более густую консистенцию после разбавления водой.

Ход работы:

1.В пробирку налили молока чуть больше половины и довели до кипения.

2.После охлаждения молока в пробирку добавили 2-3 капли 5%-ного спиртового раствора йода.

Появление синей окраски указывает на присутствие крахмала.

Вывод: на поверхности молока всех производителей появился коричневый цвет, синяя окраска не появилась – крахмал не обнаружен. В отличии от других производителей молоко «МОЕ» приобрело более выраженный коричневый цвет.

  • Определение кислотности молока.
  1. Бюретка, пипетки на 10 и 20 мл молока, колба коническая на 100мл.
  2. Децинормальный раствор щелочи (NaOH и  KOH).
  3. 1-процентный раствор фенолфталеина.

По кислотности молока можно судить о его свежести и натуральности. Парное молоко обладает бактерицидными свойствами, имеет амфотерную реакцию на лакмус (красная лакмусовая бумажка синеет, а синяя краснеет)

Через некоторое время в молоке начинают развиваться микроорганизмы, прежде всего молочнокислые бактерии, которые сбраживают молочный сахар и образуют молочную кислоту, что повышает кислотность молока. Кроме того, кислотность молока с кислотным характером белков.

Кислотность молока тем выше, чем дольше хранится оно неохлажденным. Титруемую кислотность молока определяют в условных градусах Т(Тернера). Под условным градусом Т, понимают количество миллилитров децинормального раствора (0,1Н) щелочи (NaOH  и KOH), необходимое для нейтрализации 100мл молока. Индикатором служит 1-процентный раствор фенолфталеина.

К 50 мл. молока прибавить 4 мл, раствора фенолфталеина и титровать полученную смесь раствором щелочи до появления розовой окраски. Удвоенный объем прибавленного реагента (в мл.) численно равен количеству градусов кислотности молока. Свежее молоко должно иметь 16-18 и не выше 21 градусов кислотности!

Ход работы:

А)Титрование щелочью.

  1. Налили в бюретку децинормальный раствор NaOH.
  2. В колбу вместимостью 100мл отмерили пипеткой 10мл исследуемого молока и 20мл дистиллированной воды (воду добавляли для того, чтобы более отчетливо уловить розовый оттенок при титровании)
  3. В смесь добавили 2-3 капли 1-процентного раствора фенолфталеина и тщательно взболтали.
  4. Из бюретки (предварительно отметив уровень щелочи) по каплям прибавляли в колбу при постоянном помешивании 0,1Н раствора NaOH до появления слабо-розового окрашивания, не исчезающего в течение минуты.
  5. Отсчитали количество миллиметров щелочи, потраченной на титрование 10мл молока.
  6. Произвели расчет кислотности молока.

Вывод:    для выражения кислотности исследуемого молока в условных градусах Тернера (Т0) количество миллиметров щелочи, израсходованной на титрование 10мл молока, умножьте на 10, т.е. сделайте перерасчет на 100мл молока. Например, на титрование пошло 1,8мл 0,1Н щелочи.

 Титруемая кислотность составит: 1,8 * 10=180Т. Следовательно, молоко свежее.

  1. Образец молока №1 «Лужайкино». – кислотность равна 190Т
  2. Образец молока №2 «МОЕ» – кислотность равна 200Т
  3. Образец молока №3 «Домашнее, кипяченное»- кислотность равна 190Т
  4. Образец молока №4 «Шадринское». – кислотность равна 200Т

Также для определения кислотности среды можно воспользоваться индикаторной бумажкой: Полоску индикаторной бумаги обмакнуть в исследуемый раствор, затем быстро положить на белую подложку. Быстро нужно положить потому, что индикатор растворится в жидкости и бумажка станет белой. Далее сравнить с эталоном цветной шкалы.

Ход работы:

  1. В пробирку налили молоко, опустили в него универсальную индикаторную бумагу.
  2. Бумажку не много подержали, оценили результат.

Вывод: во всех образцах молока индикаторная бумага показала килотность среды в интервале от рН= 6 – рН = 7, значить среда нейтральная, или если относительно молока, то этот показатель свидетельсвует об амфотерной природе свежего молока.

  • Определение воды в молоке

Ход работы:

1.Налили в пробирку 10 мл молока, добавили 20 мл спирта (соотношение 1:2), закрыли пробкой. Смесь некоторое время взбалтывали, затем быстро вылили на блюдце. Если молоко не разбавлено, то не позже чем через 5-7 секунд в смеси появятся хлопья. Если же хлопья появятся через больший промежуток времени, то молоко разбавлено водой.

Вывод: при исследовании молока «Шадринское» хлопья появились через 5 сек и хлопья молока получились большие; у молока «МОЕ» и «Лужайкино» и «Домашнее, кипяченное» через 7 сек.; значит это молоко не разбавлено водой.

4.3 Определение жира в молоке

В коровьем молоке обычно содержится 3-4 % жира. Ты, наверно, уже знаешь, что жир не смешивается с водой. Но в молоке этот жир не отделяется сразу от воды, его можно увидеть, только, если молоко долго постоит. Тогда жир всплывет на поверхность. Это и будут сливки. Молочный жир находится в молоке в виде шариков, которые образуют с водой эмульсию типа «масло в воде». Жировые шарики защищены прочными и упругими оболочками из белка, поэтому не слипаются друг с другом при столкновении. 

Практическая работа №3

На фильтровальную бумагу надо нанести по капле каждого образца молока. (Постарайся, чтобы капли были одинаковые.) Когда они подсохнут, измерь линейкой диаметр каждого пятна. Чем он больше, тем больше содержание жира в молоке. Так как в продаваемом молоке содержание жира обычно почти одинаковое, то для интереса можно взять сливки. В них жира должно быть намного больше.

Вывод: 

  1. Образец молока №1 «Лужайкино». – диаметр жира 3,8 см
  2. Образец молока №2 «МОЕ» – диаметр  жира 3,7 см.
  3. Образец молока №3 «Домашнее, кипяченное»- диаметр жира 3,8 см
  4. Образец молока №4 «Шадринское». – диаметр жира 3,5 см.

4.4  Обнаружение белка в молоке

Практическая работа №4

В пробирку надо налить несколько мл (миллилитров) молока и осторожно по стенкам добавить равный объем слабого раствора медного купороса (бледно-голубого цвета) и немного раствора гидроксида натрия. Появляется фиолетовая окраска. Это говорит о наличии белка в исследуемом продукте. В молоке содержится несколько видов белков.

Вывод: 

  • Образец молока №1 «Лужайкино». – раствор приобрел светло-фиолетовое окрашивание.
  • Образец молока №2 «МОЕ» – раствор приобрел фиолетовое окрашивание
  • Образец молока №3«Домашнее, кипяченное»- раствор приобрел насыщенное фиолетовое окрашивание.
  • Образец молока №4 «Шадринское». – раствор приобрел фиолетовое окрашивание.

Белком наиболее богато молоко домашнее.

  1. Результаты исследования.

При выполнении исследовательской работы было обследовано молоко четырёх образцов:

  1. Образец молока №1 «Лужайкино». Изготовитель Акмолинская обл., Зерендинский р-он, село Садовое.
  2. Образец молока №2 «МОЕ» Производитиель ТОО «RG Brands Kazakhstan».
  3. Образец молока №3 «Домашнее, кипяченное» – домашнее.
  4. Образец молока №4 «Шадринское». Изготовитель ОАО компания «ЮНИМИЛК».

Определяли качество молока по органолептическим признакам: внешнему виду, консистенции, цвету, запаху, вкусу. По этим показателям молоко всех производителей оказалось качественным. Хочется только отметить, что молоко «Щадринское» обладает более насыщенным цветом и солоновато-сладким вкусом, потомучто является концентрированным. Для того , чтобы употреблять в пищу его надо разбавить водой. Для определения натуральности молока провели опыты, исследуя молоко на наличие крахмала, воды, определили кислотность молока. В ходе исследования выявили, что наличия крахмала не обнаружено во всех образцах молока. Во всех образцах молока не было обнаружено разбавления  водой.  При проверке  кислотности молока  я получила следующий результат:  что кислотность во всех образцах молока соответсвует норме, т.е не превышает210Т.  Также при определения кислотности среды я воспользовалась индикаторной бумажкой и обнаружила во всех образцах молока индикаторная бумага показала килотность среды в интервале от рН= 6 – рН = 7, Проведённые исследования позволяют утверждать, что молоко имеет амфотерную среду, характерную для свежего молока.  При определении жирности молока, к сожалению я не имела возможности провести опыты лабораторным способом более совершенными способами.Но воспользовалась более простыми способами и пришла к выводу, что все образцы молока в своем составе имеют жир.  Все образцы показали положительные результаты на обнаружение белка в составе молока отмечу, что  раствор  молока домашнего приобрел  насыщенное фиолетовое окрашивание. Следовательно -белком наиболее богато молоко домашнее.

Общий вывод  по исследовательской работе: 

  • Все образцы молока соответствуют норме и требованиям стандарта ГОСТ 13264-70*, ГОСТ Р 52054-2003.
  • Все образцы молока имеют питательную ценность,
  • Проведенные исследования определения качественного состава молока позволяют говорить о том, что молоко «Домашнее» является качественным и ценным продуктом питании, отвечает всем органолептическим, физическим ихимическим показателям.

Материалы данной исследовательской работы могут быть использованы с целью ознакомления учащихся с питательной ценностью молока, способами определения качества молока в домашних условиях.

  1. Список использованной литературы. 

1.Кугенев П.В. Домашние молочные продукты / П.В. Кугенев. — М.: Изд-во УДН, 1990.

–131 с., ил.

  1. 2. Оноприйко А.В. Производство молочных продуктов / А.В. Оноприйко. – Переплет,
  2. – 169 с.
  3. 3. Твёрдохлеб Г.В. Технология молока и молочных продуктов / Г.В, Твердохлеб. – М.:

Агропромиздат, 1991. – 248 с.

  1. Вайнер Э.Н. Основы рационального питания.- Липецк, 1999.
  2. Ермакова Н.В. –М.: Изд-во УДН, 2014г. Лабораторный практикум: Химия физика молока.
  3. Мазурин А.В. «Учебное пособие по питанию здорового ребенка». М.: Медицина, 1980.
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.: «ВАКО», 2007г.
  5. Валеология: Учебное пособие / под редакцией Соломина В.П., Варламова Ю.Л., 1995г.
  6. И.Б. Шевченко, Т.А. Бурлак, Н.Г. Таран. Сборник лабораторных работ по аналитической химии. М.: Высшая школа, 1974г.

Дневник наблюдения научно-исследовательской  по теме

«Влияние качества молока на организм человека» 

Содержание работы Сроки
1 Определить направление научной работы Май 2019
2 Сбор информации теоретического материала из различных источников /журналы, книги, интернет/  Август- 2019г
3 Составить план   и содержание научной  работы Сентябрь 2019
4 Провести анкетирование  среди учащихся Сентябрь 2019
5 Провести анализ анкетирования Сентябрь 2019
6 По данным анкетирования выявить необходимые   образцы для анализа Октябрь 2019г
7 Исследовательская часть Октябрь 2019
8 Проведение практических работ по научной работе Ноябрь 2019г
9 Обработка  полученных результатов Нооябрь 2019г
10 Вывод по научной работы Ноябрь  2019г
11 Оформление научной работы Ноябрь  2019г
12 Составление презентации по научной работе Декабрь 2019г
13 Защита  презентации на внутришкольной конференции Март 2020
14 Дополнения к научной работе по результатам защиты презентации Март 2020
15  Защита научной работы Апрель 2020

 

You May Also Like

Отанын сүйген ұлтжанды ақын, ғылыми жоба

Ең үздік ғылыми жоба «Латын қаріпі»

ПІКІР ҚР Президенті Н.Ә. Назарбаевтың 2017 жылы 12 сәуірде «Болашаққа бағдар: рухани…

Мектеп мақтаныштары, ғылыми жоба

Жобаның мақсаты: “Болашаққа бағдар: Рухани жаңғыру”  бағдарламасы аясында Еліміздің түрлі саласында қызмет…

Отанын сүйген ұлтжанды ақын, ғылыми жоба

Ғылыми – зерттеу жұмысы Тақырыбы: «Отанын сүйген ұлтжанды ақын» Ғылыми жұмысты жазған:…