Великий поэт-Абай Кунанбаев

Абай Кунанбаев – великий поэт, гордость казахского народа – родился в Семипалатинской области, среди голубых Чингизских гор. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами.  Имя Абай дала ему в детстве мать, что означало «вдумчивый», «осмотрительный».  Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю. Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. На протяжении 20 лет чрезвычайно разносторонне расцветает гений Абая, он завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него толпится талантливая молодежь, создается социально-философская и литературная школы. Значительным импульсом в раскрытии высоких потенций Абая в этот момент стало его общение с ссыльными русскими, с Е.П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом. Обращение Абая к русской культуре, испытавшей в XIX в. свой период «бури и натиска» в литературе и искусстве, оказалось тем более естественным, что в восточной традиции поэтическое слово ценилось чрезвычайно высоко. Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников. Есть сюжеты, которым самой судьбой предназначено кочевать. Подобно мифу об одноглазом чудовище, перенесенном из степи в Средиземноморье в виде гомеровского Полифема, один из сюжетов Гете через российские равнины дошел до степных кочевий в виде известных переложенных Абаем на музыку стихов. Лермонтов перевел гетевскую «Ночную песнь странника», от этого и оттолкнулся Абай в своей элегии «Карангы тунде тау калгып». Такие совершенно разные культурные пласты были Абаем органически претворены и органически приживлены к древу казахской традиции. Именно в этом творческом сплаве – сила Абая, мощь его культурного воздействия, ни с кем не сравнимая всенародность творчества.  Особое место в творчестве Абая занимает «Кара соз». Под этим наименованием объединен ы 45 «Слов» – небольших законченных фрагментов, выраженных в тщательно, художественно стилистически обработанной прозаической форме.

В творениях Абая явно прослеживается мечта поэта увидеть свой народ просвещенной, развитой и независимой нацией.Великий Абай не застал зарю независимости, но его потомки строят сегодня свое суверенное государство. Произведения Абая вдохновляют молодое поколение казахов на служение своему народу, поддерживают в нем стремление к просвещению, знаниям, к развитию наций через культуру. Они всегда актуальны. Жизнь Абая, «…который боролся с тысячами один», – пример непреклонного поиска правды и справедливости для потомков.

You May Also Like

Ж.Аймауытовтың «Ақбілек» романындағы Ақбілек басынан өткен жайлар бүкіл халықтық трагедияның көрінісі екенін дәлелдеп жазыңыз. эссе

Қазақ жазушыларының арасында елеулі орын алатын Жүсіпбек Аймауытовтың қаламынан небір кереметтей дүниелер…

Сал-серілердің (әнші-ақындар) өлеңдеріндегі қыз сипатын талдап жазу, эссе

Сал-серілердің (әнші-ақындар) өлеңдеріндегі қыз сипатын талдап жазыңыз! ХІХ ғасырда қазақ әдебиеті мен…

Менің әкем-ең жақсы адам, эссе

«Менің әкем-ең жақсы адам!» «Әке – асқар тау, Ана – бауырындағы бұлақ, …

Ұлы даланың перзенттері, эссе

Эссе Тақырыбы: «Ұлы даланың перзенттері» Қайрат Ноғайбайұлы Рысқұлбеков-1966 жылы 13 наурызда Жамбыл…